Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что проблемы, возникшие после ухода зарубежных компаний из столицы, решены почти во всех секторах экономики. По словам градоначальника, отечественные бизнесмены заняли большинство ниш, покинутых иностранными брендами. Собянин также заявил, что первоначально выпуск автомобилей под маркой «Москвич» планировали начать в декабре, но производство могут запустить раньше. Экономика Москвы стабилизировалась после пандемии и кризисов, а критического обрушения не произошло, подчеркнул мэр.
«Вот, практически во всех секторах эти проблемы решены. По комплектующим, по поставщикам, по замещениям, импортозамещению. Во всех секторах, все сектора работают нормально», — заверил мэр Москвы в разговоре с РИА Новости.
Собянин обратил внимание, что уход инвесторов открыл окно возможностей для российских производителей и образовались ниши, которые стали стремительно заполняться отечественными товарами. «Это и пищевая промышленность, и фармацевтика, и производство высокотехнологичных товаров», — перечислил градоначальник. При этом Собянин назвал «неприятной историей» уход стольких инвесторов из Москвы.
Мэр подчеркнул, что инвестиции покинувших страну компаний остались в столице. «Ничего, наверное, в этом хорошего нет, но, в конце концов, это выбор зарубежных инвесторов. Когда они уходили с наших площадок, их инвестиции остались в городе», — отметил Собянин.
Он также признал единственной проблемной производственной отраслью в столице автомобилестроение. «Но уже на следующей неделе он [завод «Москвич»] начнет первую сборку», — пообещал мэр. Он выразил надежду, что в 2023 году завод «выйдет уже на параметры объемов работы, сопоставимые до того периода, когда там была Renault». Также через два-три года власти планируют запустить российскую платформу электромобилей.
После начала СВО на Украине Запад усилил санкционное давление на РФ. Некоторые страны объявили о заморозке российских активов, многие бренды покинули страну. В частности, продавать товары в РФ временно прекратили IKEA, Apple, H&M, Nike, SAP, Oracle, Intel, AMD, Harley Davidson, Diageo.
Отечественные производители начали создавать аналоги зарубежных товаров. В магазинах появились газировки наподобие Coca-Cola и PepsiCo (эти корпорации тоже приостановили продажи в Россию). Например, в ресторанах быстрого питания их заменили напитки компании «Черноголовка». В Москве управление комплексом Vesper Tverskaya перешло от французской группы Accor к команде московского Moss Boutique Hotel, а на национализированном заводе Renault решили производить автомобили «Москвич».
В Центре стратегических разработок (ЦСР) заявили, что к сентябрю из 600 крупнейших работавших в РФ зарубежных компаний 34% ограничили деятельность в стране, еще 15% решили покинуть ее, передав бизнес новому собственнику российского подразделения. Также 7% фирм объявили о полном уходе с рынка РФ без продажи бизнеса. Эксперты оценили потери данных компаний в 200-240 миллиардов долларов.
Глава государства Владимир Путин отмечал ранее, что политика сдерживания и ослабления РФ — долгосрочная стратегия Запада, а санкции нанесли серьезный удар по всей мировой экономике. Путин считает, что основная цель Запада — ухудшить жизнь миллионов людей.