Глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил, что госкорпорация начала разработку эскиза новейшей российской сверхтяжелой ракеты. Макет должен быть сделан до конца 2019 года. Планы по созданию ракеты уже одобрил президент России Владимир Путин, отметил Комаров. Сам аппарат запустят с космодрома Восточный до 2029 года. Эксперты — собеседники «Шторма» — по-разному оценивают полезность этого мегапроекта для экономики страны.
«Определены три этапа [создания сверхтяжелой ракеты]. На первом этапе в 2018-2019 годах должен быть сделан эскизный проект, – цитирует главу Роскосмоса ТАСС. – До 2028 года здесь будет создан комплекс и наземная инфраструктура и одновременно будет разработана ракета-носитель сверхтяжелого класса. Задача ей поставлена — изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства». По оценкам Роскосмоса, весь проект будет стоить около полутора триллионов рублей.
Герой Советского Союза и России, космонавт Сергей Крикалев пояснил корреспонденту «Шторма», что старт работ по созданию сверхтяжелой ракеты – важный шаг вперед к будущему покорению и освоению других планет. Она также напомнил, что еще в 2013 году на уровне Роскосмоса был принят документ, определяющий приоритетные проекты, и в нем была прописана задача создания сверхтяжелой российской ракеты-носителя. «Все идет по плану. Государство последовательно решает поставленные ранее задачи», – отметил Крикалев.
На вопрос — хватит ли у России сил в сравнительно сжатые сроки (за 10 лет) построить такую ракету — Крикалев дал философский ответ. «Вы знаете, эти силы мы должны собирать. Это как в спорте: есть ли силы у тяжелоатлета поднять штангу? Если он не будет тренироваться, то он не поднимет ее никогда. В вопросе создания таких сложных космических кораблей работает тот же принцип. Если Россия даже не будет пытаться построить такую ракету, то она у нас никогда не появится. И развиваться наша отрасль не будет», – сказал Крикалев.
В свою очередь ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт со скепсисом смотрит на идею создания «суперракеты». Компании, которые будут заниматься ее созданием, будут, разумеется, рады выделению денег, отметил Эйсмонт, однако все остальные (инженеры, ученые) в отрасли вряд ли обрадуются этому, потому что их финансирование наверняка урежут в пользу «ракетчиков».
«Понимаете, экономическая целесообразность создания такой ракеты вызывает определенные вопросы, – объяснил ученый. – Разумеется, если стоит задача обязательно доставить человека, например, на Марс, то такая ракета нужна. Но на самом деле практически все задачи сейчас могут выполнять роботы – человека просто не нужно везти на Луну или Марс, это экономически гораздо менее эффективно. А отвезти роботов могут уже существующие космические корабли».
По словам Эйсмонта, если полет на Марс и состоится, то это будет, скорее всего, некая разовая акция: «Конечно, полет человека на Марс – это совершенно уникальная задача, настоящая мечта человечества, но дата реализации этого проекта сейчас во всех странах отодвигается на все более дальние сроки».
«Если вы помните, – продолжил представитель РАН, – американская лунная программа даже по тем временам [1960-1970-е годы] стоила США колоссальных денег. Но она решала, скорее, политическую задачу, а не научную или экономическую: просто американцам нужно было во что бы то ни стало обогнать СССР в космической гонке. Готова ли наша Россия сейчас потратить такое огромное количество денег на решение этой же задачи?»
Ученый считает, что другие страны сейчас ищут более полезные и менее затратные способы развития космической отрасли, нежели устаревшие программы типа Международной космической станции (МКС) или пилотируемых полетов на Луну типа «Аполлон»: «Почему, например, американцы отказываются от МКС? Потому что эта программа себя исчерпала. Вы знаете, возможно, я буду несколько груб, но, по сути, за все время существования МКС она не дала нам ничего интересно. Да, там были отработаны важные медицинские проекты, связанные с жизнеобеспечением космонавтов в космосе, но больше – практически ничего. Можно потратить меньшее количество денег на более полезные и важные задачи».
По мнению Натана Эйсмонта, лучше профинансировать создание новых сверхмощных орбитальных телескопов и научные исследования экзопланет, то есть планет, которые находятся в других звездных системах.