Московский городской суд отклонил 10 ходатайств защиты по делу о признании Фонда борьбы с коррупцией (ФБК)* экстремистской организацией. Адвокаты рассказали, что все ходатайства «еле уместились в чемодан», и опубликовали фото с документами. Суд отказал в допуске к делу основателю фонда Алексею Навальному, заявив, что его права не затрагиваются. При этом в 23 томах нет ни одной страницы, где бы не упоминалась его фамилия, подчеркнула защита. Материалы по делу рассекретить отказались.
«Вопреки тезису, что мы со всем ознакомлены, суд считает, что ни ФБК, ни другим участникам, помимо тех адвокатов, которые присутствуют в зале, не нужно знать суть иска, — заявил во время перерыва в суде адвокат Илья Новиков. — Момент по поводу Алексея Навального: уже было сказано, что ему отказали в допуске к этому делу, хотя его фамилия упоминается несколько десятков тысяч раз на этих страницах. Сложно найти из этих 23 томов хотя бы одну страницу [без его упоминания]».
Прокуроры сообщили, что Навальный «здесь ни при чем, мы обсуждаем юрлица». «Навальный — это Навальный, а ФБК — это ФБК. Эти вещи разные, их не нужно совмещать», — процитировал объяснение гособвинения Новиков.
Новиков сказал Daily Storm, что цель иска по признанию ФБК экстремистской организацией —«криминализация людей», имеющих отношение к фонду. «Криминализация фандрайзинга, криминализация распространения заявлений от имени организации — никакой другой цели нет», — добавил он.
Защитник напомнил, что закон об экстремизме сформулирован «очень широко». По его словам, прокуратура, настаивая на признании фонда экстремистским, использует формулировки, которые не совпадают с сутью закона. «Мы слышали, например, что ФБК преследовала цели смены конституционного строя России. Закон говорит про насильственную смену, <...> прокуроры говорят про <...> смену конституционного строя в обход установленного порядка», — привел он пример.
Новиков добавил, что в суде также звучат намеки на то, что Навальный и основанная им организация хотели организовать цветную революцию. Но в законе нет такого понятия — цветные революции не запрещены, подчеркнул он.
В Telegram-канале адвоката Ивана Павлова также подчеркивается, что в иске прокуратуры и материалах дела отсутствует «четкое и однозначное указание на то, какому из видов экстремистской деятельности», перечисленных в законе, соответствует деятельность ФБК.
Суд засекретил материалы дела ФБК, потому что «стыдится сказать, что хочет придать экстремистский характер» желанию обеспечить сменяемость власти, убежден Павлов. По его словам, власти хотят запугать народ и отстранить его от оппозиционной деятельности, чтобы обеспечить стабильность режима. «Они открыто говорят о том, что сменяемость власти — это плохо. Они открыто говорят, что та стабильность, тот режим, который существует, должен сохраняться, несмотря на желание многих лиц что-то поменять в нашей стране», — заявил Павлов.
Правозащитное объединение «Команда 29», адвокаты которой представляют интересы ФБК в суде, уточняет, что за три часа до объявления перерыва на заседании суд отклонил 10 ходатайств защиты. «Все они были направлены на то, чтобы понять, что конкретно вменяет прокуратура ФБК. Что подтверждают 23 тома представленной ими макулатуры», — пояснили юристы. Они добавили, что всего подготовили по делу более 15 ходатайств, а также возражения и другие документы.
Столичная прокуратура 16 апреля подала в суд иск о признании ФБК и Фонда защиты прав граждан (ФЗПГ)*, а также штабов Навального экстремистскими организациями. В ведомстве считают, что эти организации пытались осуществить в России цветную революцию.
Фонд защиты прав граждан был создан как некоммерческая организация в мае 2019 года сторонниками Навального. ФБК был включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, в октябре 2019 года, ФЗПГ — в декабре 2020 года.
* ФБК, ФЗПГ и штабы Навального признаны экстремистскими организациями в России по решению суда. ФБК и ФЗПГ также признаны в РФ НКО — иностранными агентами.