В Федеральной службе безопасности и Службе внешней разведки рассказали, что группировка «Исламское государство» [запрещена в РФ] потеряла 90% доходов за последние четыре года, но, несмотря на ослабление, все еще представляет серьезную угрозу. В центре спецназначения СВР считают, что ИГ может объединиться с «Аль-Каидой» [запрещена в РФ], в результате чего образуется «гибридный террористический холдинг» — новое явление, для борьбы с которым придется вырабатывать новые способы. Кроме того, ИГ активизирует свои ячейки по всему миру, в том числе в России, сообщили на конференции «Противодействие незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом».
«Новым глобальным вызовом способно стать сближение ИГИЛ с «Аль-Каидой... Объединение этих ведущих международных террористических организаций может привести к созданию так называемого гибридного террористического холдинга с мощной ресурсной базой и серьезным деструктивным потенциалом», — сказал первый заместитель начальника центра спецназначения СВР Сергей Кожетев.
Глобализации терроризма, по его словам, потворствует деструктивная позиция «руководства некоторых государств», которые «в целях реализации своих геополитических устремлений» «нередко разделяют террористов на «плохих» и «хороших», а также оказывают поддержку экстремистским структурам, якобы борющимся за истинную демократию». Кожетев заметил, что к возникновению «Аль-Каиды» привела «ставка на моджахедов в Афганистане», а возникновению ИГ способствовало «противоправное вмешательство в Ираке и Сирии».
О текущем финансовом положение ИГ рассказал глава службы оперативной информации и международных связей ФСБ России Сергей Беседа. По его словам, за последние четыре года «снизились поступления от добычи нефти и от налогов, которыми боевики обложили контролируемые ими территории». «Если сравнивать те поступления финансовые, которые были в 2014 году и оценивались примерно в три миллиарда долларов, то в настоящее время боевикам ИГИЛ удается получить двести-триста миллионов в год», — цитирует представителя ФСБ РИА Новости.
«Отмечается тенденция инвестирования [боевиками] добытых ранее средств в легальный бизнес, с тем чтобы способствовать регулярному поступлению финансов», — добавил Беседа.
Падение доходов не мешает боевикам активно вербовать сторонников в свои ряды. Для этого, как рассказал Беседа, «Исламское государство» активизировало пропаганду в соцсетях. Кроме того, группировка восстанавливает ячейки за пределами страны и ближневосточного региона, в том числе в России. Об этом сообщил замдиректора исполкома Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС Джумахон Гиесов.
«Успешное подавление очагов в Сирии вынудило оставшихся боевиков передислоцироваться, а их лидеров — активизировать свои зарубежные филиалы. Созданные ИГ специальные структуры ведут комплектование, подготовку и переброску диверсионно-террористических групп в Европу, Центральную, Юго-Восточную Азию, Россию», — сказал Гиесов, выступая на конференции.
В 2014 году боевики заявили о создании «Исламского государства» на подконтрольных им территориях Сирии и Ирака и к 2015 году расширили сферу своего влияния. ИГ стало «раковой опухолью» для целого ряда ближневосточных государств, имея своих приверженцев также в Ливии, Йемене и других странах. Боевики этой группировки прославились на весь мир бесчеловечным отношением к пленным и мирным жителям, а также уничтожением культурных ценностей в захваченном древнем сирийском городе Пальмира.
В 2017 году на сирийском фронте борьбы с ИГ произошел коренной перелом — правительственные войска при поддержке российских военных нанесли ряд поражений террористическим силам. В конце 2017 года президент России Владимир Путин заявил о победе над группировкой и о выводе основной части российского контингента из Сирии. После этого сирийское правительство продолжило успешно освобождать территории, в том числе путем договоренностей с террористами о прекращении сопротивления. Под контролем боевиков в Сирии остается провинция Идлиб.