Президент России Владимир Путин подписал указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», согласно которому Росмолодежь напрямую подчиняется правительству. Для власти вопрос поиска диалога с молодыми россиянами особенно важен после ряда массовых митингов, организованных Алексеем Навальным. Не случайно тема молодежи стала одной из ключевых во время президентской кампании Путина. Режиссер фильма «Возраст несогласия», журналист Андрей Лошак и политтехнолог Олег Ведутов рассказали «Шторму», как действующей власти эффективно договариваться с молодежью.
«Власть не может найти с ними общий язык, потому что ей нужно для этого измениться — не им… Как они собираются общаться с молодежью, закрывая Telegram? Это все не про будущее, а про репрессии — разговаривать они могут только языком запретов... Власть взаимодействует абсолютно по-советски: всех построить, раздать плакаты и заставить топать на марше с лозунгами «Как хорошо в стране советской жить»... А [протестная] молодежь не понимает такого подхода... Сейчас будет 50 лет парижским событиям [1968 года]. Одним из лозунгов студенческой революции было «Запрещать запрещено». И это абсолютно про молодежь нынешнюю», — сказал Лошак.
Режиссер отметил, что молодые россияне «парадоксальным образом выросли достаточно свободными». Это не заслуга власти, полагает Лошак. Дело в том, что нынешние 18-20-летние — первое поколение, которое с самого детства имела выход в интернет, «построило там свою субкультуру». При этом им постоянно приходится взаимодействовать с «властью» в лице педагогов и родителей, которые пытаются взаимодействовать «по-советски». Подростков убеждают не ходить на митинги, говоря, что они могут попасть «в черный список ФСБ» и что Навальный — «агент Госдепа».
«Они же понимают, что это туфта полная... Эти дети не советские. А власть — советская, она мало поменялась. Путин очень советский человек, и он явно не собирается менять методологию общения с подростками, — полагает Лошак. — Поэтому их будут по-прежнему учить любить Родину кнутом и пряником. Сейчас, видимо, будут пытаться подкупать блогеров — вот такие сурковские методы [применять]. Пытаться как-то морочить голову всячески. Создавать карточные домики».
Режиссер подчеркнул: подобные методы не работают с молодыми людьми, потому что «они привыкли черпать информацию из интернета и ее анализировать». По мнению журналиста, интернет приучает к работе с источниками и вырабатывает способность фильтровать полученные данные, плюс ко всему, есть оппозиционные деятели, представляющие альтернативную точку зрения на политическую реальность. Более того, уже стерлась разница между подростками из провинции и городов-миллионников.
«Я заметил это, когда снимал проект «Возраст несогласия». Я хотел его специально снимать в регионах — потому что там появились [протестно настроенные] ребята... Я сделал вывод, что молодежь в регионах очень изменилась. Не знаю, благодаря интернету или тому, что худо-бедно, но уровень жизни в последние десятилетия не падал... Они слушают ту же музыку, смотрят те же ролики и читают те же книги, что и столичная молодежь, и американская молодежь... Идет культурный обмен: подросток в Небраске и подросток в Челябинской области находится примерно в одном культурном пространстве», — сказал Лошак.
Он подчеркнул, что нынешнее поколение молодых людей не собирается менять ситуацию в стране революционным путем и проливать кровь, потому что это противоречит демократическим ценностям, которые они по-настоящему разделяют. Но при этом молодежь не хочет, «чтобы мы шли особым путем, а хочет, чтобы мы шли вместе с цивилизацией», сказал собеседник «Шторма».
Со своей стороны политтехнолог и политический обозреватель Олег Ведутов отметил, что рост протестных настроений в среде молодежи — «это симптом сложной тяжелой системной болезни, достаточно серьезного кадрового и экономического застоя». Он провел аналогию с кожной болезнью, которую нельзя вылечить мазями — с ней нужно бороться, только разобравшись, что происходит внутри организма. Политтехнолог пояснил, чем еще, помимо политических претензий к власти, вызывает протест.
«Проблема молодежи связана с тем, что очень трудно найти ей работу, которая бы ее устраивала, купить квартиру в ближайшем будущем, чувствовать ощущение востребованности и причастности к чему-то большому. Государство пытается дать молодежи это ощущение возможности и причастности [например] дроблением «Селигера» на миллион разных лагерей. Но молодежь съездит на Селигер, а потом возвращается к себе — и это две разных реальности. Вот отсюда и протест», — объяснил Ведутов «Шторму».
При этом на вопрос, может ли нынешняя власть наладить диалог с молодежью, политолог ответил: «Легко». По его мнению, «любой диалог возможен при желании обеих сторон» и государство способно дать недовольным россиянам то, в чем они нуждаются. А это «три вещи»: квартира, хорошая работа с достойной зарплатой и личная жизнь. Главная проблема в том, что, несмотря на риторику, тема налаживания диалога с молодежью не является «острой» и приоритетной в политической повестке Кремля. Ведутов заметил, что о протестно настроенных россиянах вспоминают только после очередного митинга.
В октябре 2017 года Лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ в ходе опроса «Ценностные ориентации российского студенчества» выявили, что 47,1% студентов были готовы на выборах проголосовать за действующего президента России. Молодые люди считают себя «поколением Путина», а самого главу государства — идеальным лидером. Заведующая Лабораторией политических исследований Валерия Касамара объяснила «Известиям», что студенты во время опроса задавались вопросом: «Если не Путин, то кто?»
Несмотря на данные НИУ ВШЭ, число подростков, принимающих участие в протестных акциях, неуклонно растет. Замсекретаря генсовета партии «Единая Россия» Евгений Ревенко сообщил «Известиям», что, согласно данным МВД, за весь 2017 год было задержано по всей России 475 подростков, а на одной акции 5 мая «Он вам не царь», организованной Навальным, — 223. В связи с этим Ревенко, а также его коллеги по фракции Алена Аршинова, Ольга Окунева и Анатолий Выборный подготовили законопроект об административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные акции. Авторы законопроекта считают, что таким образом оградят молодое поколение от влияния популистов.