Первый заместитель председателя комитета по образования Госдумы Олег Смолин сказал «Шторму», что ограничиться одним лишь усилением мер безопасности в российских школах и вузах после трагедии в Керчи нельзя. Корень проблемы — в косности российской системы образования с точки зрения ее отношения к обычному ученику или студенту. Необходимо, чтобы педагоги не формально, а с любовью относились к своим обязанностям и — самое важное — к подопечным, отметил Смолин.
«Почему в Соединенных Штатах и России мы имеем массовое количество случаев публичного насилия в образовании? А, например, в Европе или Канаде их почти нет. Вопрос, конечно, должны изучать социологи, но мой ответ заключается в том, что главная причина всего этого — крайне агрессивная среда, в которую погружены дети в обществе, на телевидении и интернете. Увы, виной тому и крайне бюрократизированная среда в самом образовании», — констатировал Смолин.
По его словам, одно лишь укрепление мер безопасности не сможет изменить ситуацию. «Надо думать о том, как вернуться от системы мертвого бюрократизированного образования — формальных показателей, натаскивания, диких перегрузок для большинства учителей, — отметил парламентарий. — Надо возвращаться к нормальной системе отношений «ученик — учитель», которая, по заветам педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского, должна была бы выстраиваться по формуле «сначала любить, потом учить».
«Это [массовое убийство в Керчи] был не террористический акт, а именно акт публичного насилия. Чтобы побороть публичное насилие, я всегда вспоминаю роман братьев Вайнеров, один из героев которого говорит, что «преступность будет побеждена милосердием». Нужно гуманизировать и общество, и систему образования. Иначе безопасность будет укрепляться, но будут находиться новые формы обхода системы безопасности», — заключил Смолин.
17 октября студент Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков совершил подрыв бомбы в столовой этого учебного заведения. После этого он начал ходить по колледжу и расстреливать учащихся. В результате трагедии погибли более 20 человек, включая самого преступника, который покончил жизнь самоубийством.
За несколько дней до бойни Росляков приобрел 150 патронов в оружейном магазине — у молодого человека было огнестрельное оружие и все необходимые документы.
Нападение на учащихся в Керчи — уже не первый подобный акт насилия с начала года в России. 15 января 2018 года двое учеников из Перми напали на школу. Через три для после этого происшествия похожая трагедия случилась в Улан-Удэ. Еще одно нападение на учителей и школьников произошло в конце апреля в Стерлитамаке.