Создание спецотдела СКР по расследованию экологических преступлений можно лишь приветствовать, сообщил в беседе с Daily Storm глава комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов. Он отметил, что из-за огромного числа правонарушений в этой сфере потребность в появлении такого подразделения просто колоссальная. Депутат также пообещал, что комитет будет постоянно «подкидывать» работу экологическому спецотделу. Первыми из этих материалов станут документы, связанные с проблемами вокруг озера Байкал, добавил Бурматов.
«Честно говоря, я этому аплодирую, потому что нам этого очень не хватало. Учитывая, что СКР всегда реагировал очень профессионально и качественно на наши обращения, я обещаю, что без работы это подразделение точно не останется. Мы будем подкидывать им фактуру просто постоянно», — сказал Бурматов.
«Первое, что мы туда, наверное, отправим, — это те материалы, которые касаются сегодня Байкала и очередных безобразий, которые мы наблюдаем вокруг этого озера, где до сих пор не ликвидированы последствия деятельности целлюлозного комбината. Там может произойти настоящая экологическая катастрофа», — добавил он.
По мнению главы комитета Госдумы, появление такого подразделения связано не только с авариями в Норильске, но и в целом с числом правонарушений и преступлений в сфере экологии, которых в стране, по словам Бурматова, «огромное количество». Депутат также отметил, что решение о создании этого спецотдела могло быть принято в том числе благодаря работе комитета Госдумы по экологии.
«Мы в Следственный комитет передаем материалы достаточно часто по эпизодам, которые у нас появляются в результате осуществления деятельности по парламентскому контролю. Поэтому я рад, что СКР усиливает работу по экологическим преступлениям. Подчеркиваю, что потребность в этом просто колоссальная», — добавил он.
Ранее СКР объявил о создании подразделения по расследованию экологических преступлений и их эпидемиологических последствий, которое станет частью структуры центрального аппарата ведомства.
В беседе с Daily Storm официальный представитель СКР Светлана Петренко объяснила, что решение о создании такого подразделения не было связано с авариями на предприятиях «Норникеля» (принадлежит бизнесмену Владимиру Потанину). По ее словам, все дело в том, что у подобного рода преступлений есть своя специфика и поэтому их раскрывать должны следователи, специализирующиеся на этой области.
«Было большое экологическое происшествие [авария в Норильске]. Очень большое. И это дело в том числе у нас расследуется. Специфика есть в расследовании таких преступлений. Естественно, если следователь имеет такую специализацию, то и качество, и сроки следствия будут на [более высоком] уровне. Специализация здесь пойдет только на пользу следствию», — сказала она.
Как давно появилась идея создать в ведомстве такое подразделение, Петренко затруднилась ответить. В то же время она отметила, что такое решение было принято в 2020 году, а приказ о назначении руководителя спецотдела еще не подписан главой СКР Александром Бастрыкиным. Кто может занять эту должность, Петренко уточнять не стала.
На сайте СКР отмечается, что ряд исследований, проведенных в последние годы, указывает на обеспокоенность людей проблемами экологии, в частности, «загрязнением окружающей среды, почвы и воздуха».
«Практика свидетельствует, что в ряде случаев произошедшее носит техногенный характер и обусловлено человеческим фактором. Подобные последствия в экологии негативно влияют и на эпидемиологическую ситуацию», — отметили в ведомстве.
Кроме того, в УК РФ, как подчеркнули в СКР, содержится глава об экологических преступлениях, а в ведомстве «уже есть специалисты, имеющие большой опыт их расследования».
В июле 2019 года правительство подготовило поправки к закону об охране Байкала, которые позволят «Российским железным дорогам» вырубать лес в защищенной законом зоне. Изменения необходимы для расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, полагают в кабмине. Экологи, узнавшие о поправках, отозвались о них негативно — по их мнению, сплошная вырубка леса приведет к разрушению уникальной экосистемы Байкала.
29 мая произошла авария на ТЭЦ-3 в Норильске: из-за проседания опор повреждения получил резервуар хранения дизельного топлива. В итоге произошла утечка нефтепродуктов. Часть топлива попала на проезжую часть дороги, из-за чего загорелся автомобиль. По предварительным сведениям, в реках оказалось более 20 тысяч тонн дизельного топлива на площади около 350 квадратных метров. Экологи Гринписа назвали эту аварию самым крупным ЧП в Арктике за последние годы.
По данным МЧС, по состоянию на 8 июля при участии «Норникеля» был собран 33 401 кубометр топливно-водяной смеси, собрано и вывезено 188 502 тонны загрязненного грунта, обработаны сорбентом 140,2 километра береговой линии и 271 720 квадратных метров загрязненной территории. 19 июня глава МЧС России Евгений Зиничев доложил президенту Владимиру Путину, что «второй этап мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации подходит к завершению». На третьем этапе работ топливо передислоцируют в места утилизации. Последним этапом станет восстановление экологической обстановки.
Кроме того, в конце июня «Новая газета» сообщила, что дочернее предприятие «Норникеля» в Норильске сбрасывает производственные отходы в тундру, после чего те попадают в реку Хараелах и озеро Пясино (река, вытекая из него, впадает в Карское море). После появления публикации СКР и прокуратура начали проверку. Осуществив внутреннюю проверку, «Норникель» признал решение дочерней компании грубым нарушением и отстранил от работы ответственных лиц.