Пресс-служба Кремля сообщила, что президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган провели телефонный разговор. В беседе была отмечена необходимость улучшения координации между министерствами обороны стран. В ближайшее время может быть проведена личная встреча президентов двух стран.
«Продолжен предметный обмен мнениями по ситуации в Сирии. Выражена серьезная озабоченность эскалацией напряженности в Идлибе, повлекшей многочисленные жертвы, в том числе среди турецких военнослужащих. Акцентирована важность повышения эффективности координации по каналам министерств обороны России и Турции», — говорится в сообщении пресс-службы российского лидера. В Кремле отметили необходимость активизировать консультации между странами.
Ранее на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Люксембурга Жаном Ассельборном глава российского дипломатического ведомства Сергей Лавров прокомментировал обострение ситуации в Сирии.
«Мы подтверждаем нашу полную приверженность договоренностям, которые были достигнуты между президентами России и Турецкой Республики в отношении того, что нужно делать в зоне деэскалации Идлиб», — заявил Лавров.
По его словам, все внешние игроки, участвующие в урегулировании конфликта в Сирии, должны сотрудничать на всех этапах, а не «когда гром грянул». Также он выразил соболезнование Анкаре в связи с гибелью турецких военнослужащих.
«Необходимо всем внешним игрокам объединять усилия, сотрудничать для деэскалации напряженности, а еще лучше — для того чтобы не допускать каких-то кризисов. Именно на это мы были нацелены в нашем диалоге с коллегами из Евросоюза, НАТО, с Соединенными Штатами по линии двусторонних наших отношений», — подчеркнул глава российского МИД.
По словам Лаврова, происходящее в Идлибе не подпадает под действие пятой статьи устава НАТО, который предполагает коллективную безопасность в случае нападения на одного члена альянса: «Есть там и статья пятая, которая посвящена ситуациям, когда на одного из членов НАТО осуществлено нападение, как там написано, «в Европе или Северной Америке», тогда вступает в силу механизм консультаций, ответных действий. Я не думаю, что то, что сейчас происходит в Сирии, подпадает под какую-либо из ситуаций, предусмотренных в этих разделах Вашингтонского договора, который закрепил исключительно оборонительный характер Североатлантического альянса и предусматривает меры в ответ на нападение на кого-либо из членов НАТО».
Поздним вечером 27 февраля турецкие военные, поддерживающие боевиков, отражающих наступление сирийских правительственных войск, подверглись авиаудару в провинции Идлиб. По данным СМИ, в результате атаки погибли 33 и ранены 32 военнослужащих. 28 февраля Турция заявила, что о координатах своих войск уведомляла Министерство обороны России и удар сирийских военных оказался полной неожиданностью.
Ситуация в провинции Идлиб резко обострилась в начале февраля 2020 года. Москва обвинила Анкару в поддержке боевиков, призвав турецкую сторону прекратить помощь террористам. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Турция не смогла выполнить несколько ключевых обязательств для решения проблем вокруг Идлиба. В частности, она не отмежевала вооруженную оппозицию, которая готова к диалогу с правительством в рамках политического процесса, от террористов.