Решение о следующем расширении применения налога на дополнительный доход (НДД) возможно не ранее 2024 года, заявил замглавы Минфина России Алексей Сазанов. Он также уточнил, что возврат адресных льгот, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), не планируется.
«Нет, не планируется. Я думаю, что следующее решение о расширении НДД возможно не раньше 2024 года», — сказал Сазанов в интервью консалтинговой компании KPMG Russia, отвечая на вопрос, планируется ли расширение участников НДД в 2021 году.
Замминистра также отметил, что возврат адресных льгот, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых, не планируется. «Готовы обсуждать перевод отдельных месторождений на режим НДД с 2024 года, когда, надеюсь, уже закончится действие сделки ОПЕК+, не будет ограничений по добыче и можно будет по максимуму использовать ресурсный потенциал России. Тогда мы будем готовы вернуться к дискуссии, но в рамках режима НДД», — отметил Сазанов.
В ходе беседы был затронут вопрос о «цифровом налоге», затрагивающий деятельность иностранных цифровых компаний на территории России. Сазанов отметил, что Минфин изучает зарубежный опыт введения такого налога и планирует обсудить его целесообразность в РФ.
«Справедливо отмечено, что крупные иностранные цифровые компании зарабатывают прибыль от оказания услуг в Российской Федерации, которая в принципе не облагается сейчас налогом, если у них нет постоянного представительства здесь. И соответственно — это мировой опять-таки тренд, подчеркну, — мы будем стремиться облагать эту прибыль», — пояснил замминистра.
По его словам, в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) идут дискуссии о создании наднационального налога, который планируется распределять между различными странами. «Мы будем изучать мировой опыт. Например, в Англии первый полноценный год применения цифрового налога закончится 31 марта 2021 года. Будем смотреть на результаты его применения и думать о целесообразности его введения в России. Пока окончательного решения на этот счет не принято», — добавил он.
Закон о введении в России налога на дополнительные доходы при добыче нефти был принят в июле 2018 года. Налог взимается с денежного дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. Ставка налога составляет 50%. Под его действие подпали новые месторождения в Западной и Восточной Сибири с выработанностью менее 5%, действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80%, а также месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
В октябре 2019-го Минфин заявил о планах изменить подход к налогообложению таким образом, чтобы поставщики цифровых услуг (Google, Facebook, Apple и другие интернет-гиганты) делились доходами от российской аудитории с бюджетом РФ, а не платили налог на прибыль только по месту регистрации головного офиса. В ведомстве отмечали необходимость изменения российского законодательства таким образом, чтобы иностранные компании декларировали доходы для налогообложения в тех юрисдикциях, где находятся их пользователи.