Общественная палата РФ, Российский союз налогоплательщиков и Институт развития правового общества предложили ввести акцизы на продукты с повышенным содержанием сахара и соли — свыше 22,5 грамма и 2,5 грамма на 100 граммов товара соответственно. Поступающие в бюджет средства от налога нужно направить на борьбу с неинфекционными заболеваниями, в частности, с диабетом второго типа, считают в организациях.
Предложение направили главам Минфина, Минпромторга и Минздрава, пишут «Известия» со ссылкой на копию документа. В письме отмечается, что отдельные виды продуктов с естественно повышенным содержанием сахара и соли могут быть исключением и не подпадать под налог.
В числе продуктов с повышенным содержанием сахара и соли — соусы, консервы, готовая мясная продукция, продукты быстрого приготовления (пицца, пельмени, фастфуд), сладкие газированные напитки, пояснил первый зампред комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов ОП РФ Артем Кирьянов. По его мнению, акцизы точно следует ввести на «совершенно необязательные для потребления товары», такие как кондитерские изделия — торты, пирожные.
«Определение точного размера акциза — компетенция законодателя. Но дополнительные 50 копеек к стоимости вредных товаров — меньшее зло, чем траты на лечение, например, диабета второго типа», — заявил Кирьянов. Нередко причиной сахарного диабета может быть неправильное питание, в том числе избыточное потребление сахара, отметила врач высшей категории, кандидат медицинских наук Лиана Мартиросян.
В Минфине изданию сообщили, что в настоящее время вопрос введения акциза на продукты с повышенным содержанием сахара и соли не обсуждался. Письмо общественных организаций еще не поступило на рассмотрение в ведомство.
Сейчас в России действует добровольная маркировка продуктов питания и напитков «Светофор». Высоким, или «красным» по этой маркировке считается содержание более 22,5 грамма сахара на 100 граммов продукта и 0,7 грамма и более поваренной соли на 100 граммов мясной или рыбной продукции. Но производители редко используют систему, отметила глава Института развития правового общества Дарья Гладыш.