Доцент СПбГУ Олег Соколов, убивший аспирантку и увлекавшийся реконструкцией, ранее состоял в научном совете при Российском военно-историческом обществе (РВИО), но автору Telegram-канала «Сталингулаг» не следует обобщать, называя всех увлеченных историей людей «маньяками в костюмах», отметила руководитель департамента по информационной политике РВИО Надежда Усманова. Она заявила о готовности «встретиться и поговорить» с автором «Сталингулага».
«Как правило, на сообщения Telegram-каналов не реагируем, но если автор хочет, мы открыты к дискуссии. Кидаться заявлениями друг в друга — все равно что кидаться неприятной субстанцией. РВИО — общественная организация, и она готова пригласить его [автора «Сталингулага] поговорить, — рассказала Daily Storm Усманова. — Нет намерений что-то кому-то доказывать, но если он хочет общения, мы готовы к этому. Если нет — насильно невозможно никого заставить».
По словам Усмановой, признавшийся в убийстве аспирантки Соколов был включен в состав научного совета при РВИО, но в последнее время не принимал участия в заседаниях и поэтому в новом списке членов организации Соколова не было. «Исключение Соколова из совета продиктовано не тем, что он стал менее профессиональным историком, а [связано] с формулировкой «утратил связь с обществом».
Она подчеркнула, что автор «Сталингулага» совершает ошибку, «объединяя в единое целое РВИО и военно-историческую реконструкцию в России».
«РВИО — не есть военно-историческая реконструкция. Она возникла до появления нашей организации. Автор высказывается в адрес тысяч людей [реставраторов], многие из которых совсем не ассоциированы с РВИО, у них есть свои ассоциации, движения. Поэтому он очень многих людей посчитал сумасшедшими, — пояснила Усманова. — Это как взять и сказать: «Те, кто любит джаз — сумасшедшие». И обвинить в этом филармонию!»
Она также высказала мнение, что со стороны «Сталингулага» некорректно делать такие обобщения, поскольку «это может случиться в любой области, не применительно к профессии»: «К сожалению, и среди них [реконструкторов], и среди актеров и других увлеченных людей может найтись человек, у которого что-то пойдет не так. Я не медик и не следователь, но все, что читаю про это [убийство] в СМИ, звучит чудовищно».
9 ноября в Санкт-Петербурге из реки Мойки спасатели подняли 63-летнего доцента СПбГУ Олега Соколова. У мужчины в рюкзаке были две отрубленные женские руки и травматический пистолет. В квартире у Соколова правоохранители обнаружили останки убитой аспирантки Анастасии Ещенко и пилу. Дома у ученого также был полный рыцарский доспех и бюст Наполеона Бонапарта. По предварительной информации, 7 ноября доцент поссорился с Ещенко, после чего застрелил ее из обреза и попытался утопить фрагменты ее расчлененного тела в реке.
Соколову назначат судебную психолого-психиатрическую экспертизу. Адвокат ученого Александр Почуев 11 ноября заявил, что его подзащитный раскаивается в убийстве. По решению суда историк арестован на два месяца: Соколов будет находиться под стражей до 8 января 2020 года.
В Кремле совершенное доцентом СПбГУ преступление назвали «чудовищным актом безумия». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал журналистам, что Владимир Путин в курсе убийства аспирантки в Санкт-Петербурге.