Хорошевский районный суд Москвы 25 мая зарегистрировал коллективный иск к европейскому и российскому филиалам компании Sony из-за ограничения доступа к онлайн-магазину игр PlayStation Store. Сумма иска составляет 280 миллионов рублей, 28 истцов требуют вернуть доступ к PS Store. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на текст иска.
Sony ограничила доступ к PS Store для россиян 10 марта на фоне военной операции на Украине. Также компания прекратила поставлять игровые приставки PlayStation в Россию. Как заявил журналистам старший юрист практики разрешения споров и юридического сопровождения «ССП-консалт» Станислав Исаков, представляющий истцов, односторонний отказ Sony противоречит ее же правилам. По его словам, ни пользовательскими соглашениями, ни законодательством РФ не предусмотрен отказ в оказании услуги «в связи с внутренней и внешней политикой государства нахождения и проживания пользователей».
Истцы объясняют высокие требования моральной компенсации в том числе дороговизной приставок PlayStation 5 — цены на них начинаются от 119 тысяч рублей. Пользователи, потратив большую сумму, хотели использовать приставку для семейного досуга, но в итоге она не обладает всеми заявленными функциями, говорится в заявлении. Также истцы ссылаются на финансовые успехи Sony — за 2020 год компания заработала 25 миллиардов долларов.
Исаков объяснил, что пользователи обратились с иском в российский суд, так как эта возможность предусмотрена условиями использования программ Sony. Он отметил, что россияне на фоне ухода западных компаний уже подавали иски к Apple и Netflix, для судов это новая практика. Пока суды неохотно принимают иски даже к рассмотрению, указал он.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов также отметил, что в этом деле есть юридическая коллизия, которая возникает между нормами российского закона о защите прав потребителей и пользовательским соглашением Sony. Условия пользования, как и все подобные соглашения, содержат «трехэтажные» формулировки, которые освобождают компанию от ответственности при невозможности оказания услуги, указал юрист.
Он отметил, что если Sony успешно выстроит защиту в суде и укажет, что ограничение доступа к PS Store связано с экстраординарными обстоятельствами, при том что обновление программного обеспечения не является услугой по закону о защите прав потребителей, суд может встать на сторону компании.
Юрист GRATA International St. Petersburg Владислава Новокрещенова выразила сомнение, что суд удовлетворит требования истцов на 280 миллионов рублей, так как они «явно несоразмерны ни с прекращением доступа к PS Store, ни с возможными моральными страданиями истцов из-за действий ответчика». Она указала при этом, что у пользователей есть право требовать уменьшения стоимости товара или возврата денег.
Данилов также напомнил, что истцы должны доказать нанесенный моральный ущерб: «Какие нравственные, физические и прочие страдания он реально претерпевал, сколько ночей не спал и какие кошмары ему при этом снились, как это дестабилизировало его семейную жизнь и психическое здоровье, что в данном случае представляется, мягко говоря, проблематичным».
У экспертов также возникли сомнения в возможности исполнить решение российского суда. Новокрещенова отметила, что европейский филиал Sony юридически находится в Лондоне, но в «сложившейся политической ситуации» исполнение решения суда в Великобритании невозможно. Если у Sony есть имущество в России, истцы могут попытаться взыскать его, сказала она. Данилов выразил сомнения, что у российского офиса компании есть значительные активы в РФ.
В начале марта стриминговый сервис Netflix объявил о приостановке оказания услуг российским пользователям по окончании оплаченного периода без возможности продления подписки. В апреле 20 человек подали иск на 60 миллионов рублей к компании, в мае Хамовнический районный суд Москвы оставил его без рассмотрения, поскольку представитель истцов не имеет права представлять их интересы.
В конце апреля группа покупателей техники Apple обратилась в Пресненский районный суд Москвы с иском на 90 миллионов рублей. Заявители потребовали взыскать по три миллиона рублей на каждого и штраф Apple в размере 50% от присужденной суммы компенсации морального вреда.