В распоряжении газеты Washington Post оказался секретный отчет Главного управления Генштаба России (ГРУ), в котором рассказывается о создании фейковых аккаунтов в социальных сетях. При помощи этих учетных записей военная разведка пыталась влиять на общественное мнение на Украине после Майдана. По мнению издания, документ подтверждает существование так называемых кремлевских троллей, которые позднее вмешивались в ход выборов в США в 2016 году.
Экс-президент Украины Виктор Янукович 22 февраля 2014 года был вынужден бежать в Россию, назвав произошедшее в Киеве государственным переворотом. Washington Post отмечает, что именно тогда началась шестидневная «операция ГРУ по влиянию» на общественное мнение в стране. Целью этой акции была подготовка ключевых фигур и общественности к тому, что 27 февраля так называемые вежливые люди займут здание парламента Крыма.
Фейковые аккаунты ГРУ появились 22 февраля в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте». Люди, представленные на их страницах, были «обычными гражданами», которые разочаровались в жизни после Майдана. Операция охватила более 30 платформ в украинском сегменте соцсетей. Также с фальшивых аккаунтов были оставлены комментарии к 25 «ведущим англоязычным» публикациям.
Несуществующие личности жаловались на главные события, которые были отражены в новостной повестке в те дни. В день освобождения Юлии Тимошенко из тюрьмы один из фейковых аккаунтов написал о своем разочаровании Евромайданом. Придуманный ГРУ «обычный житель Украины» Иван Галицын отмечал, что сначала участвовал в мирном протесте на главной площади Киева, но еще в декабре 2013-го митингующих выдавили вооруженные националисты. «Это ужасно. Фашисты вернулись к нам через 70 лет после окончания Второй мировой. Я не хочу такого будущего для Украины», — жаловался фейковый украинец.
Сотрудники разведки также вели активную работу по запугиванию пророссийских украинцев и пытались спровоцировать их на активные действия. «Бригады «западенцев» уже выдвинулись, чтобы нас грабить и убивать! У них нет ничего святого!» — предупреждали они. Кроме того, ГРУ использовало выдуманных личностей для того, чтобы угрожать политикам.
После захвата здания парламента в Крыму российские разведчики «переключились» на убеждения жителей полуострова в том, что им необходимо проголосовать за отделение от Украины, пишет Washington Post, ссылаясь на документы. В «ВКонтакте» этим занимались четыре специальных сообщества, созданных оперативниками. Работа шла и в других соцсетях. «Используя наши аккаунты в Facebook, мы через комментарии предупреждали население Крымского полуострова об угрозе со стороны националистических организаций», — говорится в отчете ГРУ.
В методичке для тех, кто вел аккаунты-фейки, Washington Post не обнаружил никаких откровений. Все инструкции выглядели достаточно простыми. Ее создатели рекомендовали не использовать свои фотографии при создании профилей, а находить их на Facebook среди людей, у которых мало друзей и которые не особо активны в социальных сетях.
Для того чтобы расширить пропаганду, ГРУ заказывало рекламу для некоторых постов. Всего группы, созданные разведкой, к 27 февраля 2014 года набрали около 200 тысяч просмотров и получили много репостов, сообщается в отчете. Сложно оценить, как сильно повлияла операция ГРУ на украинцев, отмечает WP. Впрочем, в отчете указано, что «абсолютное большинство пользователей согласились с опубликованными аргументами и поддержали позиции авторов». Washington Post отмечает, что эта оценка может быть неверной, и таким образом в ГРУ пытались представить проведенную работу в лучшем свете и оправдаться за затраченные на нее средства перед Кремлем.
Подобные описанным WP операции, возможно, проводились и позднее. Целями фейковых аккаунтов в 2015 году стали страдающая от миграционного кризиса и опасающаяся терактов Германия, а также Турция — в тот период, когда отношения между Москвой и Анкарой испортились из-за сбитого российского самолета. Для перевода сообщений с ненастоящих аккаунтов на турецкий и немецкий языки нанимались сторонние переводчики, сообщил «Шторму» источник, знакомый с ситуацией. Впрочем, в этих случаях пользователи чаще замечали, что комментарии и посты похожи на российскую пропаганду. Washington Post считает, что все операции, которые проводило ГРУ в социальных сетях, были подготовкой к тому, чтобы повлиять на исход выборов в США в 2016 году.