Компания «Яндекс» впервые раскрыла, как и почему она предоставляет государственным органам России и других стран доступ к личной информации пользователей. В пресс-релизе отмечается, что в подавляющем большинстве случаев фирму обязывает к этому закон: нельзя отказать органам. При этом сообщать об этом пользователю также запрещено. Кроме того, в компании уточнили, что доступ к почтовому ящику и некоторым другим данным даже правоохранители могут получить только по решению суда.
«Яндекс» регулярно получает запросы от органов государственной власти, касающиеся пользовательских данных. Яндекс рассматривает те из них, которые пришли по официальным каналам и соответствуют всем формальным требованиям. В ответ на запрос компания предоставляет ровно столько информации, сколько необходимо для ответа. А если запрос не соответствует требованиям закона, «Яндекс» его отклоняет», — отмечено в пресс-релизе.
В «Яндексе» пояснили, что запрос должен быть оформлен правильным образом: на официальном бланке ведомства, содержать контакты и собственноручную подпись уполномоченного лица, а иногда — заверен оригинальным оттиском печати. Запрос в электронной форме необходимо заверить усиленной квалифицированной электронной подписью.
При этом закон предусматривает наказание за отказ ответить на официальный запрос. «Это влечет ответственность в виде штрафа, а в ряде случаев может грозить приостановкой деятельности компании и даже уголовной ответственностью для руководителя», — обращают внимание в сервисе.
Запрос на предоставление доступа к почте пользователя требует судебного решения, которое ограничивает право человека на тайну переписки, отметили в компании. Но о предоставлении правоохранителям личных данных пользователям не сообщают. «Согласно нормам законодательства большинства стран, где мы работаем, такую информацию раскрывать запрещено. Например, в России это регулируется статьей 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ», — уточнили в «Яндексе».
За последние полгода «Яндекс» получил от государства 15,4 тысячи запросов (в среднем около 12 запросов в день). На 16% из них сервис ответил отказом. Чаще всего государство интересовалось сервисами почты (8,8 тысячи, 13% отказов) и «Яндекс.Такси» (5,1 тысячи, 22% отказов). Реже всего госорганы интересовали медиасервисы (14 запросов, 2% отказов) и геосервисы (41 запрос, 17% отказов).