Нидерланды перед заседанием по делу о крушении Boeing в Донбассе, которое начнется 9 марта в Гааге, запустили медийную кампанию, чтобы «скрыть подтасовку фактов под заранее выбранную версию». Об этом заявила на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. По ее мнению, действия Амстердама можно считать «грубой попыткой давления на суд».
«Медийная кампания набирает просто невиданные обороты. Она отличается обвинительным уклоном в адрес России, что вообще недопустимо, ее граждан, — сказала Захарова. — И в последние дни перед слушаниями это все запущено для того, чтобы компенсировать имеющиеся пробелы в доказательной базе и скрыть подтасовку фактов под заранее выбранную версию».
По словам официального российского внешнеполитического ведомства, информкампания ведется Нидерландами, чтобы «внушить мысль о безупречности проведенного расследования, заранее предопределить вердикт и не допустить любого отклонения от намеченного шесть лет назад курса»: «Все вышеперечисленное мы квалифицируем как грубую попытку давления на суд».
Захарова также подвергла критике озвучивавшееся ранее заявление Совместной следственной группы о наличии «неких свидетелей, имена и личности которых засекречены». Дипломат предположила, что эта формула уже стала «рабочим инструментом по целому ряду громких дел, событий, инцидентов и применяется все с большим размахом».
«Все это напоминает использование магической формулы: «Мы точно знаем, что это сделали вы, потому что нам об этом сообщили секретные источники, данные которых мы вам сообщить не можем», — резюмировала Захарова.
Она подчеркнула, что сейчас из публичного дискурса выпадает ряд острых вопросов, которые имеют прямое отношение к крушению малайзийского Boeing в Донбассе. В частности, Захарова напомнила, что следователей не интересует, «почему именно накануне начала судебного процесса на Украине были уволены все сотрудники прокуратуры, которые занимались расследованием авиакатастрофы».
«Факт незакрытия Украиной летом 2014 года своего воздушного пространства для полетов судов гражданской авиации в условиях внутреннего вооруженного конфликта. <...> По-прежнему игнорируется и переданный Россией значительный массив информации, данных об обстоятельствах произошедшего», — добавила она.
В конце февраля 2020 года нидерландский прокурор Фред Вестербеке заявил, что у следствия по делу о крушении Boeing в Донбассе есть как минимум один свидетель запуска ракеты зенитно-ракетного комплекса (ЗРС) «Бук». Вестербеке подчеркнул, что «Бук», сбивший самолет, принадлежит ВС России и в этом «нет сомнений». В ответ Захарова написала в Facebook, что подобные заявления превращают трагедию в балаган: «Из показаний: «Иду я как-то по лесу. Бук, тополь, ясень...». Противно. Из трагедии устроили балаган».
Нидерланды ранее также выступили с заявлением, что решили засекретить личности 13 свидетелей по делу о MH17. По мнению голландской полиции, эти люди подвергаются значительным рискам из-за своего согласия свидетельствовать.
20 февраля 2020 года австралийская федеральная полиция (АФП) подтвердила подлинность документов, опубликованных платформой Bonanza Media. В них отмечается, что Boeing, разбившийся в Донбассе, пролетал вне зоны досягаемости украинских и российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Бук». В материалах также указывается, что лайнер находился поблизости от зоны полетов истребителей Украины, что Киев раньше опровергал.
17 июля 2014 года Boeing 777 «Малайзийских авиалиний», следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился на территории Донбасса. Все находившиеся на борту 298 граждан из Малайзии, Нидерландов, Австралии, Индонезии, Великобритании, Германии, Бельгии, Филиппин, Канады и Новой Зеландии погибли.
В сентябре 2016 года международное следствие сообщило, что самолет сбила ракета серии 9M38, выпущенная из установки «Бук», расположенной на поле у поселка Первомайский в Донбассе. В августе 2018 года в Минобороны РФ отметили, что отсутствие следов запуска на данных российских радаров говорит о том, что ракету не запускали с точки у Первомайского.