Цены на продукты должны расти, чтобы обеспечивать прибыль производителям, заявил замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цыганов. Чиновник пояснил, что без роста цен у предпринимателей не остается средств на развитие производства. Отсутствие инфляции в течение долгого времени может свидетельствовать о наличии сговора нескольких производителей, считает Цыганов.
«Потребитель тоже должен понимать, что если цены будут все время низкими, то развития не будет. Производитель должен получать адекватную прибыль, чтобы ему хватало для того, чтобы поддерживать свое производство и самое главное, чтобы развивать его», — заявил Цыганов в интервью РИА Новости.
По словам замглавы ФАС, ситуация, в которой отсутствует инфляция и цены на продукты сохраняются на одном уровне долгое время, может указывать на сговор нескольких производителей и появление картеля. «Корректировки цен, когда они сначала снижаются, а потом отскакивают вверх — это нормальное явление для рыночной экономики», — отметил Цыганов.
Он привел в пример снижение цен на кур и яйца в прошлых годах из-за активного развития этого сектора продуктов. «Потребитель в течение прошлого и позапрошлого года радовался тому, что у нас уменьшаются цены на яйцо, на курицу», — сказал замглавы ФАС. По его словам, резкий скачок цен вверх (по данным Росстата, яйца в прошлом году подорожали на 25,9%, мясо и птица — на 9,7%) в последнее время является закономерным — производители хотят получить прибыль и рассчитаться по долгам, которые взяли для развития производства.
«Вообще в убыток себе никто работать не собирается», — заключил Цыганов.
Ранее Росстат сообщил, что рост цен на продукты питания в России за 2018 год составил 5,5%, в то время как в среднем товары по Европейскому союзу подорожали на 1,3%. Только за декабрь 2018 года на российских прилавках подорожали овощи (на 12,9%), фрукты стали дороже на 3,2%, молочные изделия, сыры и яйца — на 2,4%. Кроме того, за прошлый год значительно увеличились цены на мясо и мясопродукты — 7,8% (в ЕС — на 0,5%), на сахар, джем, мед, шоколад и конфеты — на 5,9% (в среднем по ЕС цены на эту группу продуктов не изменились), а также на хлебобулочные изделия и крупы — на 3,7% (в ЕС — на 1,7%).