Член СПЧ Ева Меркачева 26 марта рассказала в своем Telegram-канале, что адвокатам, назначенным для обвиняемых в теракте в «Крокус Сити Холл», угрожают «отрезать уши» и расправиться с ними и их семьями, если юристы не откажутся от своих подзащитных. Замглавы комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Петербурга Александр Чангли выразил надежду, что государство примет необходимые меры из-за подобных угроз.
«Слава богу, что такая ситуация не является обычной, и адвокатам крайне редко поступают угрозы в связи с профессиональной деятельностью, мы крайне редко с таким сталкиваемся. <...> Очень дико звучит, когда адвокат отождествляется с его подзащитным», — считает Чангли.
Эксперт напомнил: закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» предусматривает, что специалист находится под защитой государства.
«Что касается государства, я думаю, что у него есть все силы и возможности, чтобы пресечь подобное давление на адвокатов, тем более что это вступает в противоречие с интересами государства. Государство, я думаю, первое заинтересовано в том, чтобы права всех соблюдались, а право на получение помощи именно по таким делам, где санкция предусматривает и смертную казнь, на которую у нас сейчас мораторий, и пожизненное лишение свободы, — это очень важно. Я надеюсь, что необходимые меры со стороны государства будут приняты», — сказал он Daily Storm.
Право на получение квалифицированной юридической помощи установлено в статье 48 Конституции России, добавил эксперт. «Нравится нам человек или не нравится, мы же не оправдываем его поступки! Адвокаты, прежде всего, занимаются тем, что помогают любому человеку, вне зависимости от того, насколько низко он пал и какой бы он поступок ни совершил. И задача, чтобы права любого человека, даже самого закоренелого террориста и педофила, были защищены. Это, во-первых, дает некую гарантию от судебных ошибок, от какого-то иного произвола со стороны государства. И обеспечивает справедливый судебный процесс», — пояснил собеседник.
Чангли сравнил деятельность адвоката с работой врача, который тоже не выбирает, с кем он работает: «Он же не будет выбирать: нравится ему пациент — делает операцию, не нравится — не делает операцию».
«Мы не призываем к милости к падшим, но, по крайней мере, права, предусмотренные законом, Конституцией, должны быть соблюдены у всех, вне зависимости от того, что они совершили», — заключил эксперт.