Мошенники — естественная составляющая интернета. Особое раздолье для творчества — сайты и приложения для знакомств. С одним из таких мошенников мы и столкнулись. От лица симпатичной девушки журналиста Daily Storm очень навязчиво приглашали в кинотеатр. Причем не в какой-нибудь, а в определенный. При более внимательном изучении сайта, где нужно было забронировать зал, стало понятно, что никакого кинотеатра на самом деле нет. Некоторое время мошенник делал вид, что не понимает, о чем идет речь, а после занес в черный список. Рассказываем, как распознать преступника с помощью открытых данных и какие еще уловки используют аферисты в приложениях для знакомств.
It's a match! Диалог сразу начал стремительное развитие — через пару сообщений предложение перенести общение в Telegram — в самом Tinder общаться не очень удобно. Похоже, мошенник (предположим, что это зек, лежа на уютных нарах, разводит доверчивых искателей любви в интернете) сразу немного озадачился, его смутило имеющееся в имени моего аккаунта «отдел «Р». Поэтому первый вопрос от него был соответствующим — «а что за отдел?». Я пообещал рассказать чуть позже, но делать этого так и не пришлось.
Далее — ни тебе узнать об увлечениях собеседника, ни спросить о предпочтениях — только «до скольких ты работаешь?», а следом предложение сходить на новый «Астрал». Лично мое мнение таково, что идти в кино на первом свидании — идея так себе. Ни пообщаться с человеком, ни о себе рассказать. Остается только наблюдать, как спутница будет реагировать на какие-нибудь дурацкие шутки во время сеанса и делать соответствующие выводы.
Выбор развлекательного заведения был четкий — антикинотеатр на Садовой-Спасской. Антикинотеатр — это место, где надо арендовать зал, а не покупать билеты на киносеанс. По размерам залы разные: на большую компанию из 8-16 человек, с мягкими диванчиками, кальяном и алкоголем, или маленькие, на двоих, для создания интимной обстановки. Предложение на сайте было очень выгодным — вип-зал на четыре часа за пять тысяч рублей. В эту же сумму включен безлимитный алкоголь, кальян, сет роллов, пицца или фрукты. С такими ценами заведение уже выглядело подозрительно.
Не давала покоя и настойчивость собеседницы: «Я там была, мне понравилось, поэтому давай туда же и пойдем», «Ну почему не сегодня?», «Так ждала «Астрал», чтобы сходить». В какой-то момент показалось, что девушка просто занимается пиаром заведения и таким образом завлекает клиентов. Изначально моя версия была следующей: нанятая девушка знакомится с парнями на Tinder, приглашает их в антикинотеатр, проводит там время с ними, а заведение получает свою очевидную прибыль. Но реальность оказалась безжалостней.
Вновь открываю ссылку и мельком пробегаю по строкам, тут же появляется ряд вопросов. Сайт сделан на Tilda — это сервис, на котором любой может сделать сайт со своим продуктом и даже прикрутить к нему систему оплаты. Daily Storm использовал этот сервис для подготовки материала о мошенниках, размещающих рекламу на таргетинговой площадке «Яндекса».
Под сомнение попало и название заведения — «Кинхаус». Почему не «Кинохаус»? А потому, что место с таким названием уже есть — это настоящий антикинотеатр, поэтому мошенники и воспользовались похожим названием.
К моему удивлению, в разделе «Контакты» была указана некая фирма, а филиалы этого кинотеатра поражали своим масштабом: Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Улан-Удэ, Челябинск и другие города. СПАРК по поиску указанного на сайте ИНН выдал: ООО «Фора-синема». Компания занимается распространением фильмов и продает прокатные лицензии. Среди заказчиков — АО «ТВ ЦЕНТР», подведомственный департаменту городского имущества Москвы. При этом никаких видов деятельности, связанных с торговлей продуктами питания (пицца и роллы, которые можно заказать в антикинотеатре), не указано. Нет и лицензии на торговлю алкоголем, который якобы есть в заведении «Кинхаус». В общем, трудностей с определением того, что указанная на сайте компания не имеет отношения к сети кинотеатров, не возникло.
Daily Storm позвонил в «Фора-синема». Там были удивлены размещением своих юридических данных на сайте фальшивого антикинотеатра, но сообщили, что с таким сталкиваются в первый раз: раньше к ним похожих жалоб не поступало.
Объяснив свою аргументированную позицию виртуальной собеседнице, я получил ответ: «Я не знаю, как это все там устроено...», а спустя пару минут попал в черный список.
Суть фальшивого кинотеатра была очень простой: ты якобы бронируешь зал, оплачиваешь заказ по карте, и твои деньги уходят мошеннику.
А теперь небольшая инструкция, как без СПАРК (так как доступ к нему есть не у всех) понять, что кинотеатра, в который тебе предлагают сходить, на самом деле не существует:
Мошенники нередко пользуются сайтами и приложениями для знакомства для заработка денег. Иногда они гораздо терпеливее, чем в нашем случае. Так, двое мужчин притворялись стюардессами (этим они объясняли свою занятость и систематическое отсутствие в Сети) и общались с десятками мужчин. Лишь через несколько месяцев диалога они рассказывали грустную историю о потере банковской карты и всех денег на ней. Доверчивые донжуаны отправляли жертвам деньги на еду и оплату счетов. Схема раскрылась после того, как один из жителей Бангкока сообщил о преступлении в полицию. Мошенники успели увести у него 436 долларов.
Иногда на уловку преступников попадаются и женщины. В декабре СМИ писали о москвичке, которая взяла кредит на миллион рублей после знакомства с Имином из Стамбула. Доверчивой россиянке он сказал, что его дядя очень богатый человек и жениться турок может только на богатой. Затем она передала деньги таксисту, которого прислал Имин, а после ни денег, ни знойного турка больше не увидела.