St
«Двойные агенты». Они управляют нашим выбором через фейковые отзывы в интернете
18+
Маркетологи владеют специализированными сайтами и продают услуги по формированию репутации Коллаж: © Daily Storm

«Двойные агенты». Они управляют нашим выбором через фейковые отзывы в интернете

Маркетологи владеют специализированными сайтами и продают услуги по формированию репутации

Коллаж: © Daily Storm

В российском интернет-сегменте есть десятки сайтов с отзывами о товарах и услугах. Прежде чем что-то купить или даже устроиться на работу люди заходят на сайты-«отзовики» в надежде прочитать честные комментарии других пользователей. Однако хитрые digital-агентства делают бизнес на управлении выбором потребителя. Создаются целые сетки ресурсов, чтобы размещать на них заказные положительные мнения. Фейковые отзывы иногда публикуют и на сайтах крупных интернет-магазинов или сервисов «Яндекса» и Google.


Подавляющее большинство (93%) российских интернет-юзеров при выборе товаров и услуг ориентируются на отзывы в Сети — к такому заключению в 2019 году пришел институт общественного мнения «Анкетолог». Специальные сайты с отзывами пользователей помогают в несколько кликов узнать мнение людей о потенциальном работодателе или желаемом товаре. Только в ноябре 2020 года общее количество трафика сайта с отзывами IRecommend составило 29 миллионов посещений, а у сайта Otzovik и вовсе 35,8 миллиона посещений


Пользователи ресурсов с отзывами заинтересованы в том, чтобы критику или похвалу на таких сайтах оставляли реальные люди. Компании, об условиях труда или товарах которых пишутся отзывы, заинтересованы в создании положительного образа в глазах потенциальных клиентов. Некоторые фирмы обращаются в специальные агентства, предоставляющие услуги управления репутацией SERM (Search Engine Reputation Management). Технология SERM формирует и поддерживает репутацию компании или бренда в поисковой выдаче. Помимо основных поисковых систем, такие агентства помогают компании сформировать положительный образ в геолокационных сервисах, социальных сетях и сайтах с отзывами. 


Судя по всему, некоторые репутационные агентства ведут двойную игру: они владеют целой сеткой сайтов с отзывами, в которых могут писать фейковые положительные комментарии о фирмах-клиентах. 


Маркетолог на «Стонике» и «Кокос»


«Головные боли, плохой сон, раздражительность — с такими симптомами Оксана наблюдается в клинике. Они появились после того, как у нее заблокировали аккаунт в соцсети», — так начинается сюжет фрагмента передачи «Доброе утро» (выходит на Первом канале) за декабрь 2017 года.


«Мне плохо, мне хочется плакать, я не хочу ни с кем разговаривать… Моя жизнь — это лайки», — подтверждает слова диктора сама Instagram-модель Оксана.  


Закадровый голос сообщает зрителям, что лайки могут привести к популярности и большим заработкам. Слово берет молодой мужчина в свитшоте с патчем Stone Island:


«Когда собрано большое количество подписчиков, человек может осуществлять коммерческую деятельность путем продажи рекламы. Это может быть просто пицца, которую пришлют взамен на пост, а может быть несколько сотен тысяч рублей».


В сюжете мужчина никак не обозначен в титрах, а диктор не произносит его имени. Однако видео с этим сюжетом есть на сайте Kokoc Group — московской группы компаний, объединяющей агентства и сервисы интернет-маркетинга. В частности, их агентство Kokoc Reputation занимается управлением репутацией по технологии SERM. Стоимость такой услуги начинается от 60 тысяч рублей в месяц, а сама компания сообщает, что у них есть «сотни сайтов партнеров, которые позволяют управлять контентом на своих страницах». А при помощи своих SEO-специалистов они «вытесняют площадки, на которые не могут повлиять, из поисковой выдачи». 

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: ©linkedin.com
Фото: ©linkedin.com

Компания была основана в 2004 году, штат компании составляют более 800 сотрудников. По данным «СПАРК-Интерфакс», чистая прибыль ООО «Кокос Групп», владеющей группой компаний Kokoc Group, в 2019 году составила 12,4 миллиона рублей. Среди крупных клиентов компании — ООО СК «Сбербанк Страхование»: в 2016 году «Кокос Групп» получил контракт на 1,6 миллиона рублей на «оказание услуг по SEO-копирайту и размещению статей на веб-ресурсах».


Александр Шокуров — директор ООО «Кокос Групп» — также является совладельцем ООО «Геометр», которая занимается разработкой сайтов. Вдобавок Шокуров — совладелец ООО «Корпорация РБС», которая занимается продвижением сайтов. На веб-ресурсе с биографиями медийных персон people-archive.ru есть описание жизненного пути Шокурова. В частности, там указано, что он специализируется на разработке и продвижении сайтов и сервисов.


«Профессионал в области привлечения специалистов высокой квалификации в сфере интернет-маркетинга», — так завершается жизнеописание Шокурова. 


Примечательно, что точно такой же текст есть на другом веб-ресурсе (facecollection.ru) с идентичной тематикой. Забегая вперед, скажем, что оба ресурса входят в «пучок» сайтов с отзывами, судя по всему, принадлежащих маркетологам. 


На странице сайта Kokoc Group, где размещено видео с сюжетом Первого канала, указано имя спикера в свитшоте с патчем Stone Island — Кирилл Крутов. В 2018 году он писал статьи для издания «Роем!», в которых рассказывал, например, о репутации в поисковой выдаче у сервисов телемедицины и слабой проработке сайтов-отзовиков среди каршеринговых компаний. Статьи подписаны его именем, а его должности обозначены как «руководитель Kokoc Reputation» (которая занимается управлением репутацией по технологии SERM) и «руководитель департамента SMM&SERM Kokoc Group».

Фото: © Medium.com
Фото: © Medium.com

Сейчас на персональной странице Крутова на сайте «Роем!» указано, что он является руководителем компании K-Reputation. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», Крутов Кирилл Игоревич — владелец и генеральный директор ООО «К-Маркетинг», основной вид деятельности фирмы — рекламные агентства. 


Компания была зарегистрирована в середине 2019 года. В разделе «Услуги» на сайте компании K-Reputation утверждается, что они могут отработать негатив «написанием положительных отзывов и размещением их от лица агентов влияния (с подменой IP-адресов и прочего, по заданным параметрам)». Кроме того, K-Reputation предлагает «формирование поисковой выдачи по запросам типа «Бренд», «Бренд отзывы», «Бренд отзывы сотрудников» управляемыми площадками». 


Примечательно, что K-Reputation почти полностью копируют айдентику Kokoc Group: товарные знаки, запатентованные «К-Маркетингом» (например, свидетельство номер 745267), внешне совпадают с логотипами агентств Kokoc Reputation и Kokoc Social Media. 

Инфографика: © Daily Storm
Инфографика: © Daily Storm

Cтраница Кирилла Крутова в соцсети «ВКонтакте» — закрытая. Однако ее можно обнаружить в списке друзей профиля Александра Шокурова, директора Kokoc Group. На аватарке Кирилл улыбается в камеру, стоя в синем балахоне с патчем Stone Island. Указанное место работы: K-Reputation. 


Офшор-«паук» и сеть сайтов-«отзовиков»


Согласно данным Telegram-бота SmartSearchBot, страница Крутова «ВКонтакте» привязана к электронной почте off_sprint@list.ru. По данным сервиса LeakCheck, данные, связанные с этим e-mail, «сливались» минимум девять раз. На ресурсе Domain BigData указано, что e-mail принадлежит человеку с именем Krutov Kirill. На эту же почту зарегистрированы сайты kokoc-reputation.com и rus-otzyv.com. Последний сайт специализируется на отзывах о российских компаниях. Если просканировать IP-адрес ресурса с помощью OSINT-инструмента SpiderFoot, выяснится, что на этом же адресе располагался сайт mebel-reviews.ru. Он специализируется на отзывах о мебельных компаниях и зарегистрирован мальтийским офшором Spider Services Inc. 

Скришот: © Daily Storm
Скришот: © Daily Storm

Этот офшор владеет десятком сайтов, связанных с отзывами пользователей (полный список — в конце материала). Среди них: ресурс pravda-sotrudnikov.ru (710 тысяч посещений в ноябре), специализирующийся на отзывах сотрудников о компаниях; сайты ne-beri.ru и pravda-klientov.ru (65 тысяч посещений в ноябре), специализирующиеся на отзывах клиентов о компаниях, услугами которых они воспользовались. Кирилл Крутов подписан на паблик «ВКонтакте» сайта pravda-sotrudnikov.ru. В число ресурсов, которыми владеет офшор, входят и два сайта с биографиями медийных персон, на которых размещено жизнеописание Александра Шокурова. 


Несколько сайтов (pravda-sotrudnikov.ru, mnenie-sotrudnikov.ru, about-job.ru), принадлежащих Spider Services Inc., фигурируют в исковом заявлении в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Суд возбудил производство по делу и определил, что провайдер ООО «Регтайм», на котором хостятся эти сайты, должен предоставить сведения об администраторе их доменных имен. 


В распоряжении Daily Storm есть копия ответа провайдера. В частности, там утверждается, что владельцем доменных имен является Spider Service Inc., и указан почтовый адрес и Ф.И.О. Крутова, его телефон и e-mail (off_sprint@list.ru). Примечательно, что сайт компании Крутова K-Reputation тоже хостится у провайдера «Регтайм».

Фото: © Daily Storm
Фото: © Daily Storm

В Kokoc Group сообщили Daily Storm, что Кирилл Крутов покинул компанию несколько лет назад. Сам Крутов в разговоре с Daily Storm отрицает свою причастность к вышеперечисленным сайтам. Мы направили такой же вопрос Александру Шокурову, но на момент публикации материала ответ не был получен.


Справка:


— SERM — не совсем честная сфера, — уточняет в разговоре с Daily Storm SEO-эксперт Илья Горбачев. — Все, кто работают в этой сфере, заказывают у копирайтеров фейк-отзывы, размещают их на площадках, меняя свои аккаунты и IP-адреса. Поскольку негатив люди читают охотнее, некоторые SERM-специалисты оставляют как бы негативные отзывы о компании или товаре, но пишут там малозначительную ерунду. В таком случае покупатель может подумать, что претензии других людей к товару или компании — незначительные. Так построена эта индустрия.


Горбачев сообщил Daily Storm, что впервые сталкивается с информацией о том, что маркетинговые агентства могут создавать свои площадки с отзывами:


— Вряд ли это распространенное явление на рынке. Для этого нужно оплачивать, например, техническую поддержку сайтов. Это ресурсоемко. И, конечно, менее честно, чем классический SERM. Но с точки зрения маркетинга такие агентства — молодцы. Имея свою сетку веб-ресурсов, можно заполнить топ-10 сайтов, всплывающих в поисковике, своими сайтами с хорошими отзывами о конкретной компании. Либо хитрым негативом, который не повлияет на покупку товара. Знаю похожие методики. Например, на московский рынок эвакуаторов пришел новый игрок. Они обратились в агентство с задачей выйти в топ выдачи «Яндекса». Агентство создало собственный сайт-агрегатор, разместив там топ-10 эвакуаторов Москвы. На первое место они поставили компанию с бешеными ценами, а на второе — компанию клиентов, причем с лучшими оценками. Сайт попал в топ, юзеры переходят на него и выбирают вторую компанию. Самое забавное, что сайт лишь создает видимость агрегатора — он статический. Рейтинг там не меняется. 


Эксперт считает, что количество SERM — достаточно крупный рынок, который в ближайшее время будет только расти:


— Роль SERM растет с каждым годом. Накрутка оценок — вообще популярная история. Не только непосредственно SERM, но и продвижение приложений. Есть специалисты, продвигающие приложения, которые также заказывают отзывы с высоким рейтингом. Отмечу, что самые крупные компании не прибегают к таким методикам — если их поймают, то будут санкции, ухудшение ранжирования в поиске. 


По мнению Горбачева, застраховать себя от посещения аффилированных с агентствами сайтов или прочтения фейковых отзывов нельзя:


— Есть только один более-менее рабочий вариант: смотреть объективно крупные площадки: отзывы в Google или «Яндексе». Те, кто занимается SERM, пытается писать отзывы и на этих площадках, но их влияние там заметно меньше. В «крупняках» тяжелее вбросить фейк. И реальные негативные отзывы «Яндекс» и Google редко удаляют, поскольку их нельзя подкупить.


Владелец маркетингового агентства, пожелавший остаться анонимным, сообщил Daily Storm, что помимо агентства также владеет несколькими сайтами с отзывами (по его словам, среди них нет сайтов, упомянутых в статье). Он утверждает, что не видит в этом «ничего зазорного»:


— Сайты с отзывами не являются бедой и проблемой. Площадки, где люди рассказывают свою точку зрения, — это хорошо. К сожалению, люди не пишут положительные отзывы. Не потому что услуга всегда оказывается плохо, а потому что услуга оказана хорошо, и за это как бы не надо благодарить — люди заплатили и получили результат. А вот если что-то пошло не так, то они пишут отзыв об этом. Намного хуже сайты, которые парсят комментарии с других «отзовиков». Особенно те, которые парсят только отрицательные отзывы. Я согласен, что все это — не совсем честная игра. Мы, агентства, помогаем уравновесить отрицательные отзывы, которых масса, положительными.


***


Список аффилированных сайтов: pravda-sotrudnikov.ru, mnenie-sotrudnikov.ru, ne-beri.ru, people-archive.ru, rosmanager.ru, facecollection.ru, book-face.ru, pravda-klientov.ru, viberi-verno.ru, pro-firmy.ru, forum-otzyvov.ru, runetbook.ru, mebel-reviews.ru, rus-otzyv.com, about-job.ru, bossham.ru. 


Daily Storm благодарит за помощь в подготовке материала информационно-аналитическую компанию «Интернет-Розыск» и Telegram-группу OSINT CLUB. 

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...