Восьмидесятый маршрут общественного транспорта Калуги начинается и заканчивается на остановке «Широкая», расположенной на одноименной улице в частном секторе. Здесь водители встречаются между своими рейсами, пьют чай из термосов, едят бутерброды и делятся новостями. Во время очередного перерыва обсуждают вычитанную в местной газете новость, что расположенный метрах в 50 от них калужский Свято-Лаврентьев монастырь забирает под свое управление здание соседней школы №20.
-Да и пусть забирают. Нам-то что с того? В «двадцатку» и так сбагривают одно хулиганье. Да и детей там немного осталось. Те, кто поумнее, уже давно в другие перешли. Проблема, что ли? Вот ко мне запрыгнул и через 15 минут уже хоть в 13-ю, хоть в 5-ю. Тоже мне проблему нашли, — делится мыслями со своим коллегой пожилой водитель.
-Ученье — свет, Вась. Ну что этим попам неймется, а? У них ведь и так вон — земли вагон. Какой год чего-то там все строят-строят. Все никак не достроят. Одна грязь и рабочие какие-то непонятные то одни, то вторые. У себя бы хоть порядок навели сначала. А то им школу отдадут — они и ее разрушат. Ты что, не слышал как в Питере Исаакий все к рукам пытаются прибрать? — отвечает водитель помоложе.
Позади водителей — потемневший от времени деревянный дом. Пока во второй половине прошлого века не построили здание школы, в нем учились дети. Сегодня здесь располагается продуктовый магазин. По дороге к монастырю, который пока что фактически таковым не является, а носит статус архиерейского подворья, расположились несколько ухоженных частных домиков с ухоженными газонами, слева в низине — позеленевший сточный пруд. Справа от монастыря почти вплотную пролегает забор, за которым школу от любопытных глаз прикрывают несколько распустившихся деревьев.
В холле образовательного учреждения бдит за порядком вахтер, женщина средних лет. На одном из стендов — фотография еще молодого президента со строчками из государственного гимна, а напротив — плакаты с описанием мер по предотвращению террористических актов. Со второго этажа спустились временно исполняющая обязанности директора, типично тучная для преподавательского состава «старой школы» дама, и учительница в ярком летнем платье с большими желтыми цветами. Директор «двадцатой» сейчас в отпуске. Врио поясняет, что отвечать на вопросы не уполномочена, а материал местной газеты читала, но не весь, конечно, «а так, просматривала». После прощания преподаватели предусмотрительно закрыли от нежелательных гостей калитку на засов.
Позже замначальника управления образования Калуги Альбина Боброва рассказала Daily Storm, что разговоров о передаче школы монастырю на уровне города нет, вопрос этот «не стоял, не стоит и не будет стоять».
-Эта школа занимает определенное необходимое место во всей нашей системе. Поэтому мы не планируем ее отдавать. К школе нет никаких притязаний. Школа работает в обычном штатном режиме, — пояснила она в телефонном разговоре. — Проблем с монастырем нет. Думаю, что монастырь не будет выступать с такими предложениями. Я не знаю вообще, откуда у вас такая информация.
Впервые о «церквизации» двадцатой школы заговорил нынешний смотритель монастыря иеромонах Пафнутий на собрании местных жителей, вспоминает депутат Городской думы Калуги Виктор Борсук. К народному избраннику недавно обратились обеспокоенные горожане, и на очередном заседании территориальной общины «Чичеринская» было составлено обращение к руководству города с просьбой сохранить школу.
-На протяжении достаточно длительного периода представители монастыря заявляют о том, что они заберут школу и ее территорию для своих целей. Нынешнего настоятеля отца Пафнутия, как только он занял свой пост, мы пригласили на заседание общины, чтобы он тоже принимал участие в деятельности микрорайона, — рассказывает Борсук. — Он в достаточно категоричной манере заявил, что школу заберет. Это было в присутствии всей общины. Я даже оторопел от такого уверенного тона, тогда мы как-то не придали серьезного значения этому. Это было несколько лет назад, тогда я возглавлял общину.
Пафнутий разговаривать с Daily Storm на тему права монастыря на территорию школы не захотел. Поняв суть беседы, он категорически отказался давать комментарии и больше не подходит к телефону. Даже с 20-й попытки.
Калужский Свято-Лаврентьев монастырь был основан около 500 лет назад сыном Ивана III Симеоном в честь самоотверженности и героизма святого Лаврентия Калужского, который с секирой в руках вдохновил жителей на защиту города от нападения крымских татар. В начале XX века на территории монастыря действовала церковная школа. После революции монастырь разрушили. Спустя 70 лет территория получила статус памятника. Наконец, в 2013 году губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что монастырь может быть восстановлен к 650-летию Калуги в 2021 году. Тогда руководитель области даже предложил жителям «скинуться по 100 рублей» на восстановление исторического наследия, но, по всей видимости, призыв не был услышан. Артамонов также напомнил об одном из аргументов монахов, которым они объясняют необходимость передачи школы — на ее месте было кладбище.
Сейчас на территории монастыря не очень активно идут строительство и реконструкция имеющихся зданий. Уложатся ли в оставшиеся четыре года — вопрос. Как уверены прихожане, вопрос финансовый. А пока монастырь в запустении.
Двое рабочих — один, с повернутым набок носом, из Белоруссии, другой — из Малоярославца на работы приехали две недели назад и идут штукатурить и «строить все подряд». Двое других, готовящихся разгружать газель со строительными материалами, работают и живут здесь уже пятый год «за деньги и по убеждениям». Оба уверены, что школу губернатор уже отдал монастырю.
-Нам так настоятель сказал. Сам батюшка сказал. Если он обманул, то и мы вас обманываем, — признаются работяги.
Один их трех монахов, проживающих сегодня в монастыре, отец Тимофей, вышел проконтролировать прием груза. Сложно было не воспользоваться случаем и не спросить его о спорном здании.
-Мы ничего не забираем и ничего не выпрашиваем. Но если отдадут, мы отказываться не будем и найдем применение. Исторически, конечно же, мы имеем право. Но сейчас ничего никто не выпрашивает, — добавил священник.
Отец Тимофей вспомнил, как выглядела территория монастыря раньше, когда он только пришел сюда служить Господу. По его словам, все, что есть сегодня, было построено практически с нуля. Указывает в сторону оврага и рассказывает про бытовки, в которых жили строители Яченского водохранилища, про ютившихся на теплотрассе бомжей. Указывает в сторону школы и говорит про когда-то действовавшее сословное кладбище.
-Здесь было огромное кладбище. Хоронили тут и монахов, и генералов — участников войны с Наполеоном. А там — на территории школы — хоронили купеческие семьи Калуги. За школой даже стена монастырская сохранилась, — говорит он.
По мнению монаха, школа №20 — «сливная», то есть учатся там дети, не прошедшие вступительные тесты в других учреждениях.
-На мой взгляд, эта школа не нужна городу. Да и никогда я не видел оравы школьников. Хотят по пять-семь человек после уроков. Не больше, — сказал собеседник.
Позже один из молодых людей, представившийся бывшим учеником школы №20, рассказал, что все «нормальные» ученики перешли в другие образовательные учреждения города, а сейчас набирают «всякую гопоту, беженцев или просто глупых людей».
Успеют ли с реконструкцией монастыря к поставленному губернатору сроку? И если успеют, то что будет со школой — пока неизвестно. Возможно, решение о передаче школы уже принято, а возможно, заборчик между этими двумя культурными учреждениями станет в какой-то степени уникальным сооружением, разделяющим религию и образование. Впрочем, как бы там ни было — Господу виднее.
Фото: © Daily Storm/Игорь Казаков