С июня 2022 года в соцсетях появилось много забавных видеороликов с голливудскими актерами, путешествующими по России и постигающими русскую культуру. Ролики созданы с использованием технологии deepfake. Создатели видеороликов — компания Agenda Media Group, которая снимала клипы для крупных заказчиков, таких как Сбербанк и АНО «Россия — страна возможностей». А поддержал проект своим грантом Институт развития интернета.
Ривз, Стэйтем и Паттинсон покоряют рунет
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое — это все мое родное,
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
Эти строки из стихотворения советского писателя Владимира Орлова звучат в наушниках CD-плеера Киану Ривза, который идет по улицам Санкт-Петербурга в образе не менее культового Данилы Багрова.
Ролик под названием «По следам фильма «Брат», на котором запечатлен клон американского актера, созданного при помощи технологии Deepfake, моментально разлетелся по пабликам Северной столицы, а после и по всем соцсетям. Про путешествия голливудского актера написали даже в крупных изданиях, таких, как «Газета.ru», «Комсомольская правда».
Deepfake — это технология с применением искусственного интеллекта, когда изображение одного человека накладывается на другого.
На момент написания этого материала Киану Ривз собрал почти пять миллионов просмотров. Сейчас у голливудского актера есть отдельная страничка во «ВКонтакте» — «Это Киану». Однако он — не единственная звезда, которая обзавелась своим пабликом. В социальной сети есть идентичные группы под названием «Это Стэйтем» и «Это Паттинсон», на которые подписаны сотни тысяч пользователей.
В описаниях сказано, что это просто пародийные каналы актеров. Можно заметить, что паблики существуют с марта, и до лета в них размещались короткие ролики развлекательного характера, типичные для Tik-Tok. Однако с первых чисел июня тематика разительно изменилась. Теперь герой боевиков Джейсон Стэйтем играет в городки и рекламирует отечественные бренды одежды, а Роберт Паттинсон лузгает семечки и готовит окрошку.
Судя по комментариям к видео, большинству пользователей понравились ролики, в частности, за их русский колорит.
«Российский» Киану супер!» — восхищается один из пользователей.
«А так молодцы придумали, очень креативно и продвигают русскую культуру…» — хвалит авторов другой зритель.
По другим группам (различной тематики — от тату до курсов английского) ролики расходятся вирусно и на безвозмездной основе, рассказали Daily Storm администраторы сообществ, которые размещали видео в своих группах. Однако один из эсэмэмщиков крупного сообщества уверен, что за рекламу все же платили. Заказ пришел через посредников, поэтому заказчика собеседник издания не знает.
Кто создал эти дипфейки и зачем?
Интрига заключалась в том, что в описаниях к роликам не были указаны создатели. В разговоре с Daily Storm администратор группы «Это Киану» не стал скрывать создателей «дипфейков» и заявил, что их разработкой занимается компания Agenda Media Group.
Эта компания была основана Олегом Барминым — бывшим директором по маркетингу в LiveJournal, также работавшим в «Rambler&Co» и «Билайне», сказано на сайте компании. В портфолио Agenda Media Group есть проекты Сбербанка, «Лидеров России» (проекта правительственного АНО «Россия — страна возможностей»). Помимо этого компания занималась пиаром туризма внутри России и создала серию социальных роликов о героях из простого народа.
«Идею применения deepfake нам принес один заказчик, который находится за пределами России. Это произошло в конце 2020 года», — рассказал Daily Storm директор по развитию компании Алексей Парфун.
Агентство активно включилось в работу, и вскоре после этого Agenda Media стали одним из мировых лидеров работы с deepfake-роликами, или, по их терминологии, ReFace, добавил Парфун.
«В 2021 году у нас появились коммерческие заказчики внутри России, сейчас к нам все больше поступает запросов на создание такого контента», — отметил директор по развитию.
«Главная задача проекта — вирусный контент, наши герои в российских реалиях. Мы хотели сделать яркие, вирусные ролики, и, судя по всему, это получилось. Приятно, что это воспринимается еще и как пропаганда нашей культуры», — утверждает CEO проекта.
Почему используется именно образ западных актеров — ответ простой. Их виртуальные образы остались у компании с прошлого проекта, плюс они узнаваемы в народе.
«Ну и кто-то же должен спасать голливудских актеров от забвения, с учетом ограничений на западные видеосервисы и показ голливудских фильмов в России», — дополнил Парфун.
Разрешение на использование внешности актеров агентству не требуется. Законным является использование контента юмористического характера, который обладает комическим эффектом, но не высмеивает сам используемый образ и его владельца. Однако в Agenda не рассказали Daily Storm, кто же прячется под личиной знаменитостей, поскольку это коммерческая тайна. Секретом являются и конкретные суммы затрат на создание роликов с дипфейками и расходы на их продвижение в соцсетях.
«Подавляющее большинство наших роликов набирают большое количество просмотров органически. <…> Реклама, по нашим оценкам, дает не больше 5% от всех просмотров в «Одноклассниках» и «ВК». Мы регулярно наблюдаем, как наш контент «воруют» и западные, и отечественные популярные паблики. Мы считаем это признанием и показателем популярности нашего контента», — пояснил сооснователь Agenda Media.
Отвечая на вопрос о том, является ли заказчиком роликов с голливудскими звездами какая-либо правительственная организация, Парфун заявил:
«Часть проектов является внутренними, где мы сами финансируем создание контента. Часть проектов — это коммерческие заказы. Некоторые из них публикуются в социальных медиа, некоторые из них носят закрытый характер и недоступны широкой публике. В любом случае мы не разглашаем имена наших заказчиков с учетом особых оговорок в договоров. Исключением являются те проекты, которые у нас опубликованы на сайте. Это мы делаем с разрешения конкретных заказчиков».
В свою очередь в Институте развития интернета признались Daily Storm, что знакомы с deepfake-проектом. Более того, представители некоммерческой организации заявили, что выделили грант на его создание.
«Мы действительно поддержали этот проект. К нам приходят креативные команды со своими идеями. Если они проходят наш конкурс и отбор сторонних экспертов, то они получают финансирование. У Agenda была идея проекта, и ИРИ поддержал его в силу того, что его отобрали», — объяснил директор по коммуникациям ИРИ Александр Ляпин.
Детали заявки в институте не стали раскрывать, как и сумму гранта для deepfake-проекта. В Agenda Media Group подтвердили факт участия в конкурсе ИРИ, однако отказались раскрывать «закрытую» информацию для СМИ.