В России гражданских пилотов обучают в двух авиационных вузах — Санкт-Петербургском и Ульяновском — и их филиалах. Обоими вузами заведует Росавиация. Она утверждает программы подготовки, по которым готовят авиаторов. В Минтрансе считают, что образовательные программы, по которым учат коммерческих пилотов, были приняты с нарушениями. Это следует из письма департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса, которое есть в распоряжении Daily Storm. Источник издания в Министерстве подтвердил подлинность документа.
Претензии Минтранса касаются образовательных программ Ульяновского института гражданской авиации и Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Их практические части утвердила Росавиация. (Помимо теоретических дисциплин кандидаты в пилоты проходят летную практику. Как правило, им необходимо налетать 150 часов). В Минтрансе посчитали, что агентство не имело на это полномочий.
«Образовательные программы для пилотов, по которым выдаются дипломы (речь идет о программах среднего и высшего образования) разрабатываются учебными заведениями, а утверждать их должно было Министерство образования (преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации — Примеч.)», — объясняет источник Daily Storm в Минтрансе.
Кроме того, Министерство транспорта не нашло в программах вузов теоретической части и посчитало это нарушением авиационного законодательства. Такие выводы в министерстве сделали после проверки учебных заведений по заявлению группы пилотов. Daily Storm направил запрос в Росавиацию по вопросу программ подготовки.
Источник в Минтрансе утверждает, что нарушения касаются всех образовательных пилотских программ, принятых после 2016 года (были приняты новые правила ФАП 289 и 399). В документах, по которым учили авиаторов до 2016 года (ФАП-23), таких требований не было.
В письме Минтранса упоминаются четыре программы подготовки пилотов. По ним в Санкт-Петербургском и Ульяновском вузах учат пилотировать чешские самолеты Let L-410, австрийские Diamond DA42, американские Cessna 172 и отечественные вертолеты Ми-8 (летчиков Ми-8 готовят в Омском авиационном колледже). После прохождения этой подготовки обучающиеся получают свидетельства пилота и устраиваются работать в авиакомпании.
О возможных нарушениях в авиационных госвузах пилоты сообщили в Генпрокуратуру, Следственный комитет (СК) и ФСБ. Позиция прокуратуры пока не известна — ведомство перенаправило запрос в Росавиацию, чтобы там разобрались, допускали нарушение или нет. СК поручил разобраться в вопросе своему московскому управлению.
Сам Минтранс не может оценить законность действий Росавиации, хотя формально агентство находится под его контролем, сетует источник. По его словам, Министерство вообще не может трактовать принятые им законодательные акты.
«У нас эти полномочия отобрали. Поэтому Росавиация трактует законодательство по-своему. А наказывать агентство Минтранс не может. Это — нормотворческий орган. Следить за Росавиацией должен Ространснадзор, который, видимо, не справляется. Впрочем, в большей степени это касается прокуратуры. Но по итогам ее проверок агентства ничего не происходит. Никакие меры не принимаются», — утверждает источник в Министерстве.
Впрочем, в позиции Министерства транспорта есть противоречия. Во-первых, в ведомстве настаивают, что Росавиация нарушила авиационные правила. Однако эти правила вообще не имеют отношения к образовательным программам. Это следует из самих правил.
«Настоящие правила не регулируют правоотношения, связанные с разработкой и утверждением образовательных программ» (приказ Минтранса №399 (ФАП-399).
Ранее на это указывала и Уральская транспортная прокуратура. В 2016-17 годах орган проверял Челябинское летное училище гражданской авиации (ЧЛУГА), — Росавиация отказалось продлить ему сертификат, но ЧЛУГА продолжила работать, имея только документы Минобрнауки.
Органы тогда посчитали, что училище не допустило нарушений, встав на сторону ЧЛУГА в конфликте с уральским управлением Росавиации.
Прокуратура пришла к выводу, что подготовка пилотов в России регулируется одновременно воздушным законодательством и законами об образовании. Минобрнауки должно было выдавать разрешительные документы для программ среднего образования. По ним готовят студентов, которые по окончании обучения получают дипломы и свидетельства пилотов. Росавиация выдает сертификаты АУЦ, они позволяют учить уже состоявшихся авиаторов, имеющих пилотское свидетельство. Это подтверждали и письма Росавиации.
Позднее Челябинская транспортная прокуратура пересмотрела свой точку зрения на вопрос и решила, что учебным заведениям в любом случае нужны разрешительные документы, как от Минобра, так и от Росавиации. Тогда прокуратура уже сама подала на ЧЛУГА в суд.
Действительно, по закону (статья 85 ФЗ-273) пилотов в России должны учить по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). В этом документе говорится, что авиационные училища сами должны утверждать образовательные программы (СПО). К слову, это касается и практической части программ (приказ Минобрнауки №291).
Этот момент прописан и в положении Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Программы подготовки утверждаются на ученом совете университета. Кстати, образец программ обучения пилотов, по закону должен принимать Минтранс (пункт 3 статьи 85 ФЗ-273).
По мнению источника Daily Storm в отрасли, отсутствие типовых программ во многом определило сценарий, по которому Росавиация сама занялась утверждением программ подготовки.
Источник Daily Storm в Минтрансе, напротив, настаивает, что типовые программы — излишни. Достаточно правил, по которым разрабатываются планы обучения.