Пандемия коронавируса и режим самоизоляции, введенный в связи с ней во многих регионах России, поставили Русскую православную церковь перед тяжелым выбором: закрытие храмов для прихожан либо сохранение публичных богослужений вопреки наказам властей. Руководство РПЦ уже несколько раз меняло свою позицию по вопросу мер защиты от инфекции. Как выяснилось, распространение COVID-19 не только поставило под угрозу празднование Пасхи, но и разделило руководство Московской патриархии (МП) на два противоборствующих лагеря.
В середине марта, еще до разгара пандемии, глава дипломатической службы РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что закрытие храмов в Москве не планируется, хотя вопрос соблюдения санитарных мер явно не входит в компетенцию архиерея. Однако его точка зрения, по мере роста числа заболевших, изменилась на противоположную, и вот 24 марта Иларион уже заявил о готовности закрывать храмы.
В Москве власти не пошли на такой шаг, а губернатор Санкт-Петербурга поступил жестче. 26 марта правовое управление МП, которое возглавляет игуменья Ксения (Чернега), назвало решение властей города о закрытии храмов «нарушением свободы совести и вероисповедания». Однако уже 29 марта патриарх Кирилл во время проповеди заявил, что следует «в ближайшие дни <…> воздержаться от посещения храмов», и привел в пример подвиг святой Марии Египетской, которая долгое время жила в пустыне, не посещая храм и не причащаясь.
2 апреля Иларион допустил «удаленную» исповедь по телефону или Skype, но уже 4 апреля его слова опроверг пресс-секретарь РПЦ Владимир Легойда, заявив, что «есть вещи, которые дистанционно невозможны в Церкви — это таинства».
Судя по разнобою в заявлениях, в Церкви нет единой позиции по тому, как действовать. Это приводит к определенному «брожению в умах» среди верующих. Звучат призывы с обеих сторон: сплотиться против вражеского коронавируса и, сидя дома, спасти жизни, либо не верить в опасность и ходить в церкви. Как рассказали Daily Storm опрошенные эксперты, колебания архиереев могут создать серьезные угрозы для Церкви.
«В МП есть две фракции: условные лоялисты, которые готовы пойти на закрытие храмов, лишь бы угодить властям, и, те, кого можно назвать условными консерваторами. Последние желают отстоять субъектность Церкви и не допустить закрытия храмов для прихожан. Те, кого мы называем консерваторами, выступают за две позиции: за прекращение манипуляций с причастием и за доступ в храмы. А меры профилактики, такие как протирка икон и соблюдение дистанции, — да пожалуйста. И между ними идет борьба за «доступ к телу» патриарха», — рассказал старший аналитик Аналитического центра святителя Василия Великого дьякон Илья Маслов.
По его словам, к лагерю лоялистов относятся митрополиты Иларион (Алфеев) и Тихон (Шевкунов). Иларион пытается подвигнуть патриарха к тому, чтобы закрыть все храмы. По мнению Маслова, митрополит просто пытается усилить свои позиции в Москве и сохраниться в столице, поскольку его уже несколько раз пытались отправить за рубеж. К тому же он считает, что в данной ситуации Иларион старается монополизировать роль коммуникатора с властями и показать себя вторым человеком в РПЦ после патриарха.
«Управляющий делами Московской патриархии митрополит Дионисий (Порубай) занял весьма консервативную позицию. При этом Дионисий является де-факто правящим архиереем в Москве», — рассказал Маслов. Митрополита Дионисия в лагере консерваторов поддерживает игуменья Ксения Чернега, которая возглавляет юридический отдел МП.
«Она выступила против сразу же после того, как в Санкт-Петербурге губернатор Беглов потребовал закрыть храмы. И она является крайней противницей Илариона. Ей все это [дискуссия вокруг карантина] не нравится с правовой точки зрения. И ей не нравится влияние на патриарха «мальчиков-епископов», к которым она причисляет и Илариона, они ей глубоко антипатичны. Если власти требуют все закрыть, то пусть обоснуют свою норму юридически», — считает Маслов.
По поводу заявлений пресс-секретаря РПЦ Владимира Легойды, которые идут вразрез с позицией митрополитов, Маслов заявил: «Он пытается действовать как маятник. На патриарха ведь влияют и те, и те. Он мечется между двумя лагерями. Я думаю, он сам пока не определился, с кем ему быть».
«Патриарх сейчас в полной растерянности и прострации. Он и раньше, когда на него проблемы наваливались, как, например, с Украиной, просто абстрагировался и избегал решения проблемы. Он делает свои заявления уже после того, как скажут и Дионисий, и Иларион. После всей этой коронавирусной истерики авторитет святейшего будет на нуле. Ведь он сам не может принять никакого решения», — отметил аналитик. По его мнению, патриарх должен выступить с четкими и понятными словами о том, как следует проводить Пасху.
Призыв главы РПЦ «спасаться дома» будет услышан и приведет к тому, что количество прихожан в храмах уменьшится, добавил собеседник Daily Storm. И численность людей, которые будут ходить в храмы после ситуации с коронавирусом, и будет реальным показателем по количеству православных в России.
Следует отметить, что митрополит Дионисий возглавляет рабочую группу при патриархе по координации церковных учреждений в условиях коронавирусной инфекции. 24 марта управление делами МП, которое подчиняется митрополиту Дионисию, направило в региональные епархии циркулярное письмо, в котором говорилось следующее: «Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие».
Видно, что Дионисий ставит условия власти для закрытия храмов. Хотя, будь митрополит сторонником лояльного подхода, можно было бы написать, что закрытие храмов произойдет по первому требованию властей.
«Существует две крайности — отрицать проблему либо идти на поводу у проблемы. Церковь всегда настаивала на среднем пути, без крайностей. Нельзя говорить, что болезни нет, но и закрывать храмы — это другая крайность. Церковь в своей истории никогда не говорила во время эпидемий: «Мы закрываемся, до свидания», — заявил православный журналист и эксперт Александр Вознесенский. — И эта ситуация вызывает непонимание и у верующих, и у священников. Если церковные власти и дальше будут нагнетать так же, как сейчас, то это может многих оттолкнуть от Церкви, а в худшем случае — даже довести до раскола».
Вознесенский привел в пример заявление митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Димитрия (Елисеева), который отказался закрывать храмы перед верующими даже под угрозой расстрела. Позже митрополит Курганский и Белозерский Даниил (Доровских) в своей проповеди заявил, что «спиртом и вакциной без Бога мы не победим никакую бактерию». По мнению Вознесенского, среди правящих архиереев может быть много противников закрытия храмов, так как они менее зависимы от МП и могут проводить более независимую политику.
«Патриархия пошла по пути компромисса и решила выслужиться перед властью. По крайней мере, в глазах многих верующих это выглядит именно так. И ситуация накаляется», — отметил Вознесенский.
Настоятель храма Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский и настоятель Высоко-Петровского монастыря игумен Петр Еремеев в разговоре с Daily Storm признались, что решения по празднованию Вербного воскресенья (12 апреля) и Пасхи (19 апреля) пока нет и московские приходы ожидают распоряжения от рабочей группы по борьбе с коронавирусом.
«Пока у нас нет новых четких указаний, как совершать богослужения. Пока что они совершаются без прихожан. На службы приходят священники и сотрудники храма. Потому что патриарх и священники Москвы призывают оставаться дома. Мы стараемся организовать причащение прихожан на дому. Мы сами находимся в подвешенном состоянии», — заявил протоиерей Алексей Уминский.
«В Москве на Пасху, скорее всего, будут ограничивать допуск прихожан, — рассказал дьякон Илья Маслов. — И это будет серьезным маркером для раскола. Кого-то не будут пускать на службу, кто-то может начать прорываться в храм. Могут быть эксцессы с властями, в том числе и с церковными. Пасха может породить серьезный всплеск активности среди верующих и серьезные проблемы в отношении верующих к священноначалию».
Ситуация в других епархиях будет зависеть от позиции конкретных архиереев и властей в регионах, хотя Московская патриархия наверняка попытается склонить епископов к повторению столичного опыта. И это удастся только в отдельных случаях, ведь для них отказ от празднования Пасхи будет означать не только потерю авторитета среди своих священников и прихожан, но и потерю денег: в Пасхальную ночь традиционно верующие оставляют пожертвования в церквях. Празднование Пасхи в регионах и запрет на торжества в Москве, очевидно, вызовут вопросы у простых верующих. А это создаст почву для ухудшения отношений патриархии с правящими архиереями.