Российский истребитель пятого поколения Су-57 получил новый двигатель. «Шторм» сравнил характеристики новейших самолетов США, Японии и Китая с российским конкурентом.
Во вторник, 5 декабря, российское конструкторское бюро Сухого представило версию новейшего истребителя Су-57 (Т-50) с двигателем второго этапа. Машину в воздух поднял шеф-пилот компании, Герой России Сергей Богдан. Первый полет продлился 17 минут.
Всего компания «Сухой» произвела десять летных прототипов Су-57 и еще три прототипа для испытаний на земле. Поставки в армию планируется начать в 2018 году. По словам председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, бывшего главкома ВКС России Виктора Бондарева, установочная партия составит 12 истребителей. Из них только две-три единицы будут готовы к следующему году.
Двигатель второго этапа
До этого в летных испытаниях участвовал двигатель первого этапа, доставшийся новинке от многоцелевого истребителя Су-35С. Новый двигатель носит рабочее называние «изделие 30». Производители заявляют, что он мощнее и экономичнее предыдущего.
Разработан двигатель двигателестроительной компанией «Сатурн». Известно о нем немного. Так, заявленная бесфорсажная тяга составит 11 тонн-сил* (против 9,5 у первого этапа). На форсаже тяга составит 18 тонн-сил против 14,5 тонн-сил у двигателя первого этапа. По другим данным, пиковые значения на форсаже могут достигнуть 19,5 тонн-сил. Тяга двигателя будет всенаправленной, что позволит ему быстрее маневрировать.
* Тонна-сила – это сила, с которой нужно толкнуть однотонный объект, чтобы он достиг скорости свободного падения 9,8 метра в секунду.
По заявлениям создателей, «изделие 30» разработали и собрали с нуля. Первый же этап, двигатель АЛ-31Ф1 создавался на основе двигателя, который стоял на истребителях Су-27 и его производных. Но даже у него 80% узлов были новыми.
Что за пятое поколение?
Пятое поколение самолетов – детище XXI века. Первые истребители этого класса, американские F-22 «Раптор», поднялись в воздух на излете прошлого столетия, в 1997 году. Чем разработчиков новой боевой машины не устраивали старые образцы четвертого поколения?
После войны во Вьетнаме конструкторы в США и СССР пришли к выводу, что истребитель должен быть более маневренным, быстрым и смертоносным. Поэтому новые машины, будущее четвертое поколение, оснащали продвинутыми радиолокационными системами, двухконтурными двигателями, управляемыми и высокоточными ракетами. К этому поколению относятся американские самолеты F-14, F-15, советские истребители МиГ-31, МиГ-29, Су-27. Более маневренные многоцелевые самолеты, такие как российский Су-35С, получили индекс 4++.
Пятое поколение развивает сильные стороны предшественников. Для машин этого класса типичны еще более высокая маневренность (сверхманевренность), еще более совершенная система радиолокационной связи, еще более мощный двигатель, способный работать на сверхзвуковой скорости без применения форсажа. Обязательным условием являются малая заметность и многофункциональность. Иными словами, самолет пятого поколения должен первым обнаружить противника на большом расстоянии (современная РЛС), остаться незамеченным (стелс-технологии), первым нанести удар (управляемые и высокоточные ракеты) и скрыться от ответного удара (новые двигатели).
Прямые конкуренты
Пока что пятое поколение — это оружие будущего. Единственные серийные представители – истребители F-22 «Раптор» и F-35 «Молния II» производства американских компаний Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. Многоцелевой F-35 появился на три года позже своего «брата» и совершил первый полет в 2000 году.
Планировалось, что в армию поставят тысячу истребителей F-22. Но к началу производства военные запланировали покупку только 339 самолетов. Правда, к 2017 году американские летчики получили всего 195 «Рапторов» и 231 «Молний II».
Свой истребитель пятого поколения есть и у армии Китая. Даже в двух вариациях. Самолет первой версии, истребитель J-20 «Черный орел», впервые покинул взлетную полосу в 2011 году. Через шесть лет J-20 поступил на вооружение китайской армии. Военные Поднебесной причисляют «Черный орел» к предыдущему поколению из-за двигателя АЛ-31ФН, практически аналогичного двигателю первого этапа для Су-57. Более технологически совершенный самолет, J-31 «Кречет», первый полет совершил в 2012-м. Пока J-31 существует в единственном экземпляре и находится на стадии тестирования.
Японские инженеры ограничились только прототипом самолета пятого поколения. Проект ATD-X (Advanced Technology Demonstrator X – в пер. с англ: «перспективный технический образец X») представили публике в 2012 году. Легкий истребитель получил имя Х-2 «Синсин», что значит «душа» по-японски. На старте проекта японцы решили «обкатать» на машине продвинутые технологии скрытности. Первый летный прототип продемонстрировали в 2016 году. Тогда же прошли летные испытания. X-2 существует в единственном экземпляре и даже не имеет собственного двигателя.
Кто лучше
Из всех перечисленных образцов на вооружении сейчас находятся F-22, F-35 и J-20. Су-57 практически готов и поступит в распоряжение военных в ближайшие годы. Какой же из истребителей превзойдет одноклассников?
«Сравнивать истребители пятого поколения в 2017 году – это довольно сильное допущение», — считает доктор военных наук Константин Сивков. Он утверждает, что сейчас всем критериям пятого поколения соответствует только один самолет — F-22. «Это единственный истребитель пятого поколения, который производится серийно в мире сейчас», — подчеркивает Сивков. Но выводы о боеспособности и некоторых технических элементах машин можно сделать уже сейчас.
F-22 «Раптор» планировался как ударный многофункциональный самолет. Позже командование пересмотрело планы. Инженеров попросили сосредоточиться на функциях самолета-перехватчика для борьбы с советскими истребителями Су-27 и МиГ-29. Из-за этого F-22 практически не бьет по наземным целям. Это противоречит определению истребителя пятого поколения, который должен быть многоцелевым. На восьми внутренних подвесках «Раптор» может нести до шести ракет средней дальности для поражения воздушных целей и до двух ракет ближнего боя с инфракрасной головкой наведения. Также F-22 может захватить с собой до четырех ракет на внешней подвеске, но это критически влияет на заметность и маневренность истребителя. Но самым большим недостатком машины является ее цена: стоимость одного F-22 составляет 146,2 миллиона долларов — без учета проведенных научно-исследовательских работ. С учетом разработки и последующих модернизаций цена одной единицы может подняться до 400 миллионов долларов.
Многоцелевой истребитель F-35 «Молния II» обойдется американским налогоплательщикам дешевле – от 83,4 миллиона до 108,1 миллиона, в зависимости от модификации. Стоимость научных работ по проекту при этом ежегодно увеличивается: изначально на разработку планировали потратить семь миллиардов долларов, но к 2017 году было потрачено свыше 56 миллиарда. Несмотря на огромные суммы, истребитель получился не идеальным: у него низкая, по сравнению с одноклассниками, тяговооруженность (соотношение тяги и веса), маленькая максимальная скорость и недостаточная маневренность. Кроме того, F-35 не может развить сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что противоречит определению пятого поколения. «Молния» может нести четыре ракеты или бомбы внутри корпуса и еще шесть – под крылом.
О перспективном J-31 известно немного, однако его «брата» J-20 уже поставили в китайскую армию. Несмотря на это, «Черный орел» пока не получил двигателей китайского производства. Вместо обещанных военным движков WS-15 с тягой до 18 тонн-сил на J-20 установили российские АЛ-31ФН.
«Мощности двух этих двигателей не хватит на сверхзвуковую скорость без применения форсажа», — отмечает военный аналитик Константин Сивков.
По его словам, китайская «оборонка» не смогла воспроизвести и этот двигатель, не говоря о более современных версиях, которые позволят развить сверхзвуковую скорость без форсажа.
«Для китайцев было принципиально принять самолет пятого поколения на вооружение раньше России, вторыми после США», — считает старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
Однако это не значит, что J-20 готов. Возможно, сложится ситуация, когда российский Су-57 уже будет использоваться в бою, а его китайский аналог – «допиливаться», прогнозирует эксперт. При этом каждый экземпляр «Черного орла» обходится китайской армии в 110 миллионов долларов.
По определению
Российский Су-57 перед конкурентами имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, даже с двигателем первого этапа Су-57 развивает скорость до 2440 км/ч против 2410 км/ч у F-22. Во-вторых, благодаря тому, что российские двигатели могут всеракурсно управлять вектором тяги, новый истребитель исполняет даже самые сложные фигуры пилотажа. В-третьих, российский самолет несет несколько бортовых радиолокационных систем.
Четвертое и решающее преимущество – это вооружения. У Су-57 имеются шесть точек подвески внутри корпуса и еще шесть — под крылом. В отличие от F-22, российский истребитель может нести авиабомбы и высокоточные ракеты «воздух — земля». При этом Су-57 и стоит меньше своих конкурентов. Экспортный вариант Т-50 для Индии обошелся в 100 миллионов долларов. Цена для российских военных в два раза ниже – 50 миллионов долларов.
По определению считать истребителями пятого поколения можно F-22 и авансом — Су-57, считает Сивков.
«Пока что есть только F-22, который соответствует всем критериям пятого поколения», — замечает аналитик.
По его словам, российскому самолету еще необходимо «обкатать» новый двигатель и показать возможности своих радиолокационных систем.
«Например, F-22 может вести наблюдение "в скрытом режиме". Мы раньше такой технологии не имели», — объясняет эксперт. Аналогом такого «режима» может служить российская оптическая локационная система. Она позволяет искать цели по тепловому излучению, замеряя расстояние до нее лазерным дальномером.
Производство самолетов пятого поколения – технологически сложный проект, напоминает Василий Кашин из ВШЭ.
«Это настолько сложные системы, что – как можно видеть на примере F-35 – «обкатка» технологий занимает гораздо больше времени, чем производство или поставка на вооружение», — рассказывает он.
Поэтому при оценке J-20 или Су-57, еще не поступивших «в серию», важны будут не прописанные на бумаге характеристики, а показатели надежности, в первую очередь — стабильность программного обеспечения. Российские военные это понимают, уверен Кашин.
«Россия явно не торопится принимать Су-57 на вооружение и производить истребитель крупными партиями прямо сейчас. Лучше самолет подольше протестировать, выпустить пробную серию», — резюмирует эксперт.