В 2010 году правительство России запустило десятилетнюю программу развития транспортной системы России. Первоначально проект должен был быть завершен в 2020 году, но в 2017-м срок был продлен на год. Программа предусматривает строительство новых железнодорожных веток как на севере, так и на юге России, постройку дорог и аэропортов. При реализации ряда объектов разработчики столкнулись с трудностями, сроки были перенесены, а цена проектов возросла. Daily Storm изучил, как идет строительство железных дорог рядом с балтийскими и южными морскими портами России (через них идет значительная часть экспорта нефти и газа), а также как строились аэропорты (к чемпионату мира по футболу власти пытались обновить региональные воздушные гавани).
От Черного моря до Балтики
ОАО «РЖД» сконцентрировалось на развитии инфраструктуры портов. Корпорация активно строит подходы как к портам Балтики, на берегах Финского залива (шесть портов), так и к южным портам Азово-Черноморского бассейна (это 17 морских портов, пять из которых расположены в Крыму). Через морские порты на экспорт идут большие объемы нефти, сжиженного газа и зерна. Объемы растут, и, по данным СМИ, опережают уровень развития инфраструктуры. Чтобы решить эту проблему, «РЖД» строит новую железнодорожную ветку в обход Краснодара и подходы к портам. Новая дорога позволит также разгрузить железнодорожный узел, который проходит через столицу региона. Проект пока выполняется без задержек. Завершение стройки намечено на конец 2018 года. Стоимость оценивается в 88,2 миллиарда рублей. К слову, о необходимости повысить пропускную способность железных дорог, ведущих в южные порты, в марте говорил и президент России Владимир Путин.
К Балтийскому морю на автомобилях и поездах
На Балтике «РЖД» реализует сразу несколько крупных проектов. В частности, корпорация строит ж/д пути к самому крупному порту Балтики — Усть-Луге (расположен в 60 километрах от границы с Эстонией) и другим портам южного берега Финского залива. Из Усть-Луги российские компании эскпортируют в Европу нефть. В 2017 году через порт, по данным «Транснефть-Балтики» (оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов), прошло более 32 миллионов тонн нефтяных смесей.
Проектированием проекта ж/д подходов к Усть-Луге занималось ПАО «Ленгипротранс» («РЖД» было крупнейшим заказчиком института). ПАО разрабатывало проекты, связанные с железной дорогой и метро Петербурга.
Проект строительства подходов к портам южного берега Финского залива стал одним из нескольких крупных заказов, которые «Ленгипротрансу» удалось получить после «голодных» 2014-2015 годов (стоимость контракта — 378 миллионов рублей).
А строительством путей вдоль берега занимается филиал АО «РЖДстрой». В 2010 году прокуратура выявила нарушения в работе организации. Оказалось, что подрядчик строил пути без разрешения ГУ «Ленавтодор» и комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, а также без согласования с управлением региональной Госавтоинспекции.
В 2011 году у проекта подходов к портам южного берега Финского залива появилась другая проблема — «РЖД» сообщило о нехватке 25 миллиардов для завершения стройки (правительство оценило общую стоимость проекта в 125 миллиардов рублей). Корпорация попросила выделить бюджетные средства.
В 2014 году проект сдвинулся по срокам. Подрядчик не успел вовремя построить станцию Лужская-Генеральная (три пути) в северной части порта Усть-Луга. Строительство ж/д подходов должно было увеличить объем грузовых перевозок. В 2014 году перенос сроков стройки якобы помешал возвести новые портовые терминалы компаниям-экспортерам.
К 2020 году разработчики хотели увеличить объем грузов, проходящих через Усть-Лугу, вдвое (в 2017 году порт принимал в среднем по 50 пар поездов). Для этого вдоль южного берега Финского залива строятся дополнительные железнодорожные пути (протяженностью более 150 километров).
Параллельно со строительством ж/д путей к Усть-Луге в 2017 году подвели обновленную четырехполосную автомобильную дорогу. Ее строительство заняло около шести лет. Дорога соединила трассу «Нарва» с портом. При закладке дороги без оказий не обошлось. При строительстве дороги Росавтодор изъял у «Компании Усть-Луга», которая занимается стройками в одноименном порту, семь фрагментов из двух земельных участков. Застройщик подал иски к дорожным властям. Те настаивают, что ничего особенного не произошло. Земля как была, так и осталась в федеральной собственности.
Небо отсрочили
Одним из самых проблемных транспортных объектов для России оказался аэропорт Храброво (Калининград). Его реконструкция началась еще в 2013 году, а запустили объект перед началом чемпионата мира по футболу — 2018. В ходе работы у властей возникли проблемы с подрядчиком — реконструкцией аэродрома занималась структура группы «Сумма» братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых (против них возбуждено уголовное дело, их обвиняют в хищении 300 миллионов рублей). Подрядчик должен был удлинить взлетно-посадочную полосу, чтобы аэропорт смог принимать крупные авиалайнеры типа Boeing 767. Но, по версии властей, стройка шла из рук вон плохо. Компания позднее подтвердила, что столкнулась с трудностями, объяснив это девальвацией рубля, ростом цен на оборудование и материалы. Застройщик пообещал исправить ситуацию, но контракт был разорван.
Новым подрядчиком назначили «Центродорстрой» (один из крупнейших дорожно-строительных подрядчиков в России). Срок сдачи отодвинули на 2018 год. Аэродром был сдан в апреле 2018-го. Как выяснили в Счетной палате, из-за низкого уровня организации работ и затянувшихся сроков цена проекта тоже значительно выросла, — с 3,3 до 3,9 миллиарда рублей (на 655 миллионов). Это бюджетные деньги.
Проблемы возникали и при строительстве терминала нижегородского международного аэропорта Стригино. Этот объект тоже готовился к ЧМ-2018. В 2015 году генеральный директор ЗАО УК «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский рассказывал, что у основного застройщика возникли трудности с субподрядчиками, и ему не удалось мобилизовать достаточное количество рабочих.
В Саратове, где строят новый аэропорт, у инвестора (УК «Аэропорты регионов») тоже возникли трудности. В 2016 году подрядчик посчитал, что проект нужно переформатировать из-за девальвации рубля. Открытие аэропортового комплекса было перенесено с конца 2017 года на начало 2019-го. Цена проекта выросла на 500 миллионов рублей. Первоначально постройка аэропортового комплекса оценивалась в 12 миллиардов рублей (сейчас в Саратове продолжает действовать аэропорт Центральный, принадлежащий акционеру закрытой в этом году авиакомпании «Саратовские авиалинии»).
Позднее в ходе стройки аэропорта на новой взлетно-посадочной полосе (ВПП) образовалась трещина. Застройщику пришлось переделывать 600 метров ВПП: укладывать подложку полосы, песчаную и гравийную основы и бетон.
Справка
По данным на 2017 год, общий объем финансирования программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» составил 10,25 триллиона рублей.