Заработать на билетах на ЧМ-2018, ставших к концу мая уже «золотыми», стремятся не только российские организованные группы (о них читайте в первой части нашего расследования), но и компании с иностранными корнями, а также дельцы из соцсетей и Telegram.
Простая идея «купить (или достать) на ранней стадии дешевый билет на футбол, а в преддверии турнира продать его намного дороже» — это отнюдь не чисто российский бизнес-план. На Западе умеют зарабатывать деньги не хуже, чем у нас, и не испытывают стеснения, когда подобная тактика идет вразрез с интересами болельщиков.
Воевать с европейскими площадками по нелегальной продаже билетов в FIFA начали еще в январе 2018 года. Тогда футбольные чиновники через немецкий суд запретили компании Viagogo AG (Швейцария) продавать билеты на чемпионат мира.
Правда, немецкий суд сделал оговорку — бан не окончательный, а только на три месяца: до того момента, когда FIFA начнет рассылать билеты болельщикам.
То есть логика запрета была такая: «Нельзя торговать правами на билеты (в Viagogo AG уверяли и суд, и клиентов, что они их гарантированно получат от FIFA), а самими билетами можно». В ответ в FIFA пригрозили аннулировать все билеты, которые были приобретены не через их сайт.
Но собираются ли чиновники осуществить эту угрозу, неясно. Если да, то им придется показывать по ТВ основательно прореженные трибуны, а это ударит по рекламным контрактам FIFA.
Поэтому западные барыги с апреля спокойно спекулируют билетами на чемпионат мира, а угрозы футбольных чиновников попросту игнорируют.
В Европе сейчас действуют три крупные площадки по продаже билетов на первенство планеты по футболу: Viagogo, Ticketbis и Ticombo.
Viagogo — это зарегистрированная в Швейцарии компания с британским капиталом. Ее основал Эрик Бейкер, создатель фирмы Stubhub (еще один крупный перекупщик, одна из немногих компаний, кто покаялся перед FIFA и отказался от продажи билетов на чемпионат мира по футболу). Другие инвесторы Viagogo — теннисисты Андре Агасси и Штеффи Граф, а также лорд Джейкоб Ротшильд.
На Viagogo сейчас без проблем можно приобрести билеты на самые интересные матчи, но, естественно, с переплатой:
Россия — Уругвай: от 13,5 тысячи рублей за билет (аналогичные билеты на сайте FIFA стоили шесть тысяч);
Испания — Португалия: от 14,5 тысячи рублей (на FIFA было шесть тысяч);
финал чемпионата мира: от 141 тысячи рублей (на FIFA было 27 тысяч).
Ticketbis — еще один гигант рынка перепродаж. Изначально испанская компания, основанная в 2009 году местными предпринимателями для конкуренции со Stubhub. В 2016 году бизнесом заинтересовался eBay, и теперь Ticketbis — часть этой американской экономической империи.
Цены на Ticketbis выше, чем на Viagogo. Зато у испанцев примерно за одни и те же деньги можно купить, как на «боковушке», так и на центральных трибунах.
Россия — Уругвай: от 20 тысяч рублей за билет;
Испания — Португалия: от 21 тысячи рублей за билет только для граждан РФ и от 28 тысяч рублей за интернациональный;
финал чемпионата мира: от 108 тысяч рублей за билет только для граждан РФ и от 166 тысяч рублей за интернациональный.
Ticombo — это немецкий стартап, созданный в 2017 году Мариусом Фоссбеком. Принцип работы такой же, как и конкурентов — это площадка, где можно покупать и продавать билеты на спортивные и развлекательные мероприятия.
Россия — Уругвай: от 12,5 тысячи рублей;
Испания — Португалия: от 10,5 тысячи рублей;
финал чемпионата мира: от 180 тысяч рублей.
Билеты, предназначенные исключительно для россиян, на западные площадки практически не попадают. А если и встречаются (как на Ticketbis), то торгуются по европейским расценкам.
Зато в социальных сетях предложений по «билетам для РФ» достаточно.
Во «ВКонтакте» можно смело забивать в поисковой строке «билеты на чемпионат» (без разных ухищрений, вроде замены русских букв латинскими для лучшей маскировки), и система предложит вам множество сообществ, где продают, покупают и меняют билеты на мировое первенство. Также есть и рекламные блоки, где предлагают приобрести билеты.
Вот несколько примеров таких групп:
https://vk.com/ticketobmen2018
Администраторы в некоторых сообществах пытаются соблюдать если не правила игры (вернее, правила реализации входных билетов), то, как минимум, их дух, и дают ссылку на официальный сайт FIFA по продаже билетов, и на Telegram-каналы, в которых можно отследить появление новых легальных квитков.
Однако подобные отсылки выглядят как своеобразный «театр приличия»: большинство пользователей все равно проматывают шапку сайта вниз и идут изучать пользовательские объявления, которые обновляются каждые пять-десять минут.
О какой-то единой ценовой политике здесь говорить невозможно: есть редкие лишенные алчности люди, готовые продать билеты по номиналу, другие просят полторы цены, третьи назначают прайс, как у профессиональных барыг. Но большинство пользователей стоимость заранее не оглашают и просят отправить им личное сообщение или позвонить.
Ради эксперимента мы связались с пользователем по имени Андрей, который хвастался, что у него есть дефицитные билеты на Россию — Уругвай.
— Два билета [есть] в наличии по 25 тысяч рублей, четвертая категория, — ответил Андрей на вопрос о билетах на Уругвай. — Могу найти первую, 40 тысяч рублей, но его ждать придется.
По словам Андрея, он работает с жителями Москвы, Владимира и Нижнего Новгорода. И населенных пунктов, лежащих между ними.
— Незаконно? Это могут только меня задержать. Называется «контрольная закупка», — ответил Андрей на вопрос об опасности заключения подобных сделок и объяснил нюансы обмена. — В Москве работаем только с оплатой по карте, наличные не берем. Билеты официальные. Криминальность сделки [касается только меня] — отберут билеты и штрафные санкции.
При этом обладатель билетов на Уругвай легко согласился немного упростить схему после вопроса о «гарантиях против кидалова».
— Можем при вас все сделать. Я засовываю карточку в банкомат, вы кладете туда деньги. Они приходят — и вы получаете билеты. В воскресенье в Москве буду, могу эти билеты захватить. Спрос стабильный на них есть.
Две другие российские площадки, где наши соотечественники проявляют торговую активность — Telegram и Avito — оказались не столь популярны у перекупщиков.
В Telegram при помощи все тех же ключевых слов «билеты», «ЧМ-2018» и «купить» нам удалось отыскать контакты двух перекупщиков (причем, в отличие от «ВКонтакте», пришлось приложить усилия, чтобы выйти на них).
На вопросах о билетах на Уругвай положительно ответил только один из них — пользователь по имени Андрей. Он предложил билеты второй категории по 35 тысяч рублей за штуку.
На Avito прямых продаж и вовсе не оказалось, зато мы нашли предложение поработать агентами по реализации VIP-билетов на чемпионат. Разместила объявление петербургская компания «От гуся до порося» (ООО «Олимп»). Их представитель по телефону объяснил суть задания: нужно искать богатых иностранных клиентов, готовых приобретать пакеты (билет плюс услуги) по прайсу с сайта domzed.ru (от 595 долларов США) либо билеты на конкретные матчи.
Например, для клиентов из Германии «От гуся до порося» (либо люди, действующие под их брендом) предложили билеты на матчи бундестим с Кореей и Швецией за те же 595 долларов, на полуфиналы — за 1850 и 1959 долларов, на финал — за 180 тысяч рублей.
Агентам, правда, с продажи полагается совсем немного.
— Сам я получаю три процента, — сказал представитель компании Александр. — Готов отдать вам половину.
«Шторм» направил в FIFA запрос с просьбой прокомментировать борьбу с перекупщиками. На момент выхода публикации ответ не был получен.
Материал подготовлен при участии Ильи Горшкова