Сергей — молодой и горящий идеей Русского мира учитель истории из Красноярского края. Летом 2023 года получил диплом и сразу же отправился трудиться в один из самых тяжелых для работы регионов — Херсонскую область. Как он сам признается, одним из главных мотивов поехать в столь опасное место стало желание своим примером показать детям, что величие России — это не только слова из телевизора, но и поступки. Педагог рассказал Daily Storm о том, чем живет село близ передовой, как к учителю относятся ученики и что думают о России местные жители.
Мотивация
— Все началось с того, что я писал диплом, а до этого у меня была практика. Я задумался о том, что просто получу корочку и буду искать другое место работы, к тому же учителям очень мало платят, поэтому я искал вакансии либо в Московской области, либо в Москве. Там меня везде отшили, потому что учитель без опыта с провинциальным образованием никому не нужен. Тут я и вспомнил, что видел новость о наборе учителей для новых территорий, зарплата там все-таки повыше. Позвонил по поводу вакансии, как оказалось, одним из первых. Без вопросов меня приняли, предложили директором быть (смеется), ну то есть желающих было очень мало. И до 13 сентября я оставался в родном городе, потому что для школы не могли найти директора.
Потом нашлась женщина из Симферополя, и только благодаря ей, можно сказать, школу и открыли. 20 сентября я приехал в поселок, к тому моменту уже нашли двух преподавателей: одна женщина выходила на пенсию еще в 2010 году, а вторая никогда учителем не работала. Дамы достаточно пророссийские, поэтому без вопросов согласились работать с нашими властями. Кроме хорошей зарплаты, конечно, была и другая мотивация: учить детей, чтобы показать, что такое адекватный, настоящий русский мир. Страну-то нужно поднимать, а делать это никто не хочет (смеется).
Первые впечатления от приезда
— Первое впечатление было, что я попал в Советский Союз, который уже распадается. В доме, в который по началу меня заселили, из электричества были две розетки и лампочки, а вода набиралась из колодца. В селе до войны проживало около 1000 человек, сейчас где-то 250. Окна у всех старые, деревянные. Туалеты у многих на улице, ни о каких унитазах речи не идет зачастую (улыбается). Сейчас я живу в доме получше, как сказали местные: хозяева были лютые бандеровцы и уехали из области. Такое количество магнитиков с украинской символикой я нигде, конечно, не видел.
Школа… Это отдельный разговор. Когда я парты увидел, у меня был шок — они стоят, наверное, с постройки учебного заведения! В целом интерьер очень угрюмый, старая советская сельская школа, максимально убитая. Таких я не видел даже у себя в провинции. Помимо прочего в селе постоянная беда с электричеством: из-за сильных ветров рвет провода и все сидят без света и отопления, пока не починят. Ну и самое важное, наверное, — до фронта от нас около 30 километров. Я местных подбадриваю, говорю, чтобы они звуки взрывов воспринимали, как шум стройки. А сам я быстро привык к прилетам, совсем рядом взрывы бывают довольно редко.
Продукты и товары в селе, конечно, дороже, чем в городе, а выбраться не всегда получается. Но молоко можно купить у местных, три литра по цене одной бутылки из магазина, многие вещи меняются бартером, яйца, овощи всякие. За два месяца я потратил здесь около 50 тысяч с учетом всяких мелочей для дома, имея нормальную зарплату, — жить здесь можно.
Правда, с цивилизацией связь тут древняя. Интернет провести можно, но стоит это восемь тысяч, а скорость будет, как в 2007-м. Так что пользуются все, преимущественно, мобильным интернетом, но и его часто глушат. Самое интересное, что без VPN зайти даже на многие российские сайты не получается. Из бесплатного предлагают провести ТВ с говорящим названием «Русский мир» (смеется).
Отношения с местными жителями
— Первое время меня сельчане даже подкармливали, мол, молодой учитель, зарплату еще не выдали. Приносили продукты разные, что, конечно, приятно. Одна бабуся здесь проукраинская сильно, но даже с ней мы нашли общий язык. Я сразу ей сказал, что мне мова ее не интересна, и рассказал, что думаю про Украину. Ну ничего, приносит иногда продукты даже домашние, сказала, что уважает за честность, ну и что все-таки в такое место приехал детей учить. А то, что отравит — не боюсь, она, конечно, не из нашего «лагеря», но вменяемая. Народ в основном, кто постарше, хорошо относятся и к русским, и к России, в их представлении мы пришли построить СССР 2.0, тем более они постоянно вспоминают, как богато при Союзе жили.
У нас есть преподавательница младших классов вообще с удивительной историей. Окончила университет в Донецкой области, ездила во Францию в конце 80-х учиться. И вот она говорит: «Лувр и Эйфелева башня, действительно, красивые. Но на окраину едешь, а там одни негры. Поэтому не знаю, чего в Европу ездить к неграм, лучше тут жить». А сын у нее ветеран АТО, живет в этом же селе, и вот у них в семье, когда он выпьет, настоящая гражданская война в миниатюре… Сын спрашивает, зачем она пошла на русских работать, а она отрицательно относится к тем, кто кричит «Слава Украине!». Так и живут.
Люди среднего возраста, как правило, нейтральны, для них самый главный вопрос, когда отодвинут линию фронта, чтобы перестало прилетать рядом с поселками. На Украину они возвращаться не хотят. Многие здесь ездили на заработки в Москву еще в 2000-х, поэтому они, конечно, «пророссийские». Говорят, что в Москве много денег, можно заработать. Ждут, когда все наладится и будет спокойная жизнь. Ну а все ярые патриоты достаточно быстро уехали, как хозяева дома, в котором я живу. К слову о русских: очень удивил тот факт, что паспорт местные называют не российским, а русским.
Отношение сельчан к военным и «толерантность» в селе
— На удивление, отношение к солдатам нормальное. Даже бабуся с проукраинской позицией нейтрально относится к парням, говорит: «Ну что поделать, работа такая». Многие местные засветились на фотографиях в Сети, и родственники им с Украины звонят, пишут с оскорблениями и угрозами. У таких людей вообще отношение к бойцам сугубо положительное, могут что-нибудь продать со скидкой, мясо свежее дать. Недовольство у людей самое базовое — куча блокпостов, на которых каждый раз идут проверки, и то, что недавно проводились ямочные работы, а танками всю дорогу опять убили (смеется).
Еще совсем недавно приехала новая учительница из Калмыкии. Откровенно странная женщина. Она тут успела покаяться за «войну, которую мы развязали», и разговоры у нее, скажем мягко, очень странные для человека, который приехал учить детей в таком месте. С военными успела уже поругаться… Местные жители на нее тоже реагируют так себе, потому что ее позиция тут далеко не всем близка, называют между собой «чуркой». С толерантностью тут вообще проблем нет (смеется). Люди очень простые и честные, что думают, то и говорят.
Местная администрация
— Самая главная претензия у местных жителей — это то, что многие политики остались те же, что были при Украине. Допустим, глава Каховского района — Филипчук. Он в эти села приезжал, еще когда избирался в Верховную раду, а сейчас как бы за Россию. И на этом собрании один мужик начал расспрашивать у Филипчука про социалку, потому что жена на оба глаза слепая. Ну глава ему дал 2000 долларов, чтоб он заткнулся. Я с этой истории, конечно, сильно смеялся. И вот в этом основная претензия, что власть сменилась, а лица, которые были «ненавистными», остались те же, что и восемь лет назад. Зарплаты задерживают, другие проблемы появляются. Народ это сильно злит. Некоторые местные уже по полгода сидят без зарплаты и, конечно, из-за этого отношение к стране нашей сильно ухудшается.
Школа и ученики
— Я преподаю с 5-го по 10-й класс и веду классное руководство, 11-го у нас нет — не набралось нужное количество детей. Когда нет сильных обстрелов, к нам на учебу приезжают из окружающих поселков, и в классе в среднем набирается человек 15. В дни сильных обстрелов приходят только местные дети и, конечно, тогда класс почти пустой.
Судя по ребятам, уровень образования на Украине оставлял желать лучшего… С техническим образованием еще более-менее, но с гуманитарными предметами беда. 8-й класс может прочитать материал учебный, но пересказать своими словами не получается — смысл прочитанного не понимают. В 9-м классе ребята прямо подают надежды, очень вовлеченные. Я давал задание, детям нужно было описать плюсы и минусы России. Одна девочка написала, что в целом все хорошо, но нужно ликвидировать национальные республики и сделать унитарное государство. Я очень сильно удивился, ну и очевидно, что ребенок смышленый, раз есть такие серьезные суждения.
Что касается исторических знаний, украинские учебники большое внимание уделяют периоду Майдана, новому времени. Древняя Русь преподается больше как сказка, поэтому знания в этом плане тоже хромают. Историю XX века мы еще не проходили, но есть опасения, что там будет каша в голове. Девятиклассники рассказали, что преподаватель у них была какая-то старая женщина, поэтому все было не так плохо, ближе к советским учебникам, но иногда у нее проскакивало про «Великую Украину», как они независимость получали, про голодомор и так далее. Богдан Хмельницкий с русскими объединился, потому что за жену пошел воевать, пришлось с москалями дружить. В общем, всякой чуши хватает.
Степан Бандера, Шухевич преподносятся так, что были патриоты-украинцы, которые за незалежность боролись в составе СССР, так вышло, а другие патриоты вместе с подобными персонажами независимость отстаивали, но как бы ничего плохого в этом нет. СССР оккупировал свободную Украину, всех украинцев сделал рабами, а сейчас мы свободные и хотим в ЕС. Такая вот каша.
Самое смешное — это география, в обучении никак не затрагивалась Россия, самый крупный сосед Украины. Их не спрашивали ни про столицу нашу, дети вообще ничего не знают о России. РФ в обучении, по сути, вообще никак не отражалась.
Вот с этими дисциплинами, конечно, мрак. Еще мне бросилось в глаза то, что дети абсолютно не умеют работать с поиском материалов, что-то находить в интернете самостоятельно. Учитель информатики рассказывает, что они банально не умеют создавать документы на винде (Windows). И уровень обращения с ПК околонулевой.
Самый позитивный момент — это то, что с точки зрения педагогики никакой евроинтеграции не произошло. Рабочие программы, которые остались в школе от прошлых учителей, в целом повторяют нашу систему до 1991 года, ну и как сейчас обучают учителей в педагогических вузах.
Отношение детей ко мне приятно удивило, оно совсем иное, нежели в родном городе. Такое, какое было раньше. Учитель — авторитет для них, нет пререканий никаких и прочих проблем с дисциплиной. Иногда шутят, могут что-то сказать на суржике, чтоб я не понял, но я на это нормально реагирую, да и суржик я чаще всего понимаю. В тетрадях, конечно, исправляю косноязычные штуки всякие, все же им нужно нормально выучить русский и грамотно говорить на нем. Тем более дети сами не горят желанием быть «украинизированными». Один старшеклассник пошутил, что Украина знаменита только проститутками и псом Патроном (ставший мемом пес саперной службы ВСУ. — Примеч. Daily Storm). Так что о любви детей к Украине говорить не приходится.
Разговоры о важном и бюрократия
Я как классный руководитель обязан проводить «Разговоры» каждую неделю, но, к сожалению, у нас их еще не было. Виной всему, как обычно, бюрократический ад. С открытия школы в сентябре до начала ноября у нас было дистанционное обучение. Чтобы обучать детей очно, нужна охрана для школы — либо ЧОП, либо Росгвардия. И вот полтора месяца мы не могли решить этот вопрос, а с дистанционным обучением, понятное дело, беда — часто нет связи, электричества, у кого-то нет возможности.
На этой неделе будет первое такое занятие, но, честно говоря, то, что написано в программе, — довольно нудно. Особенно для этих детей, они живут вообще в другом мире, прифронтовом. Буду как-то дорабатывать материалы, чтобы прививать любовь к России у подрастающего поколения. Должны же еще флаг поднимать с гимном, но нет флагштоков (смеется). Заказали, скоро уже должны привезти, а гимн пока поем в актовом зале. Многие ребята слов еще не знают, но я им сказал: «Вы хоть рот открывайте, пока не выучили» (смеется). Старшее поколение в этом плане еще веселее, они говорят: «Ой, как удобно — музыка старая и слова похожие».
Декоммунизация
В школе за одним из шкафов был обнаружен «тайный» проход, что-то вроде кладовки. Находки там были, конечно, очень интересные: бюсты Ленина, Маркса и Энгельса, старые советские карты, документация тех лет. Все, что хоть как-то было связано с СССР, стащили в одно место и прикрыли шкафом. Карту Крыма я оттуда достал к себе в кабинет, на ней еще старые названия, все написано на русском. Висит теперь у всех на виду.
Планы на будущее
Если с зарплатой все будет в порядке — я совсем не против здесь остаться жить навсегда, давно хотелось переехать на юга, а лучше расклада и не придумать. Дом есть, деньги тоже, детей учить нужно. Конечно, самая большая проблема — это построение семьи. Я, если честно, понятия не имею, как найти себе тут жену. Людей мало, а когда знакомишься с кем-то с «большой земли», все бы ничего, но кто захочет жить в селе в прифронтовой зоне? Я женщин в этом смысле прекрасно понимаю. Поживем — увидим.