St
1000 долларов за рейс из США, 600 — из Китая: как бортпроводники зарабатывают на перевозке товаров через воздушные границы
18+
О схемах подпольного бизнеса, выгодных направлениях, санкциях от авиакомпаний и стоп-товарах — в материале Daily Storm Коллаж: © Daily Storm

1000 долларов за рейс из США, 600 — из Китая: как бортпроводники зарабатывают на перевозке товаров через воздушные границы

О схемах подпольного бизнеса, выгодных направлениях, санкциях от авиакомпаний и стоп-товарах — в материале Daily Storm

Коллаж: © Daily Storm

50 сигар с Кубы, чемодан косметики из Китая или несколько гаджетов Apple вперемешку с брендовой одеждой. Столько может за раз перевезти через границу бортпроводник, подрабатывающий курьером. В месяц бортпроводники зарабатывают около 70-80 тысяч рублей на грузоперевозках. Этот бизнес можно назвать относительно легальным, но в авиакомпаниях его не приветствуют. Поэтому уличенных перевозчиков сразу увольняют. Тем не менее, люди идут на риск из-за низких зарплат при высоких нагрузках. Daily Storm поговорил с человеком, представившимся действующим бортпроводником «Аэрофлота», который рассказал о схемах и деталях работы челноков.


От наркотиков до iPhone


Вечером 19 октября в аэропорту Шереметьево полиция задержала двух сотрудниц авиакомпании «Аэрофлот». В их багаже обнаружили почти четыре килограмма гашиша, писали журналисты «МК». Журналисты не называли должности девушек, но отмечали, что сотрудницы «Аэрофлота» летели из Нью-Йорка в Москву. В России их ждал мужчина, который тоже работал в авиакомпании. В его квартире в Химках правоохранительные органы обнаружили около трех килограммов гашишного масла. В отношении задержанных возбудили уголовное дело.


Спустя сутки в адрес сотрудников «Аэрофлота» последовало очередное обвинение. В США были арестованы восемь человек по подозрению в контрабанде ворованной техники Apple в Россию. Объем трафика составил порядка 50 миллионов долларов, заявили представители прокуратуры города Нью-Йорк. По версии американских властей, в схеме участвовали бывшие и действующие работники «Аэрофлота»


Из-за этого скандала были отозваны визы у 113 сотрудников авиакомпании. Публично прокуратура Нью-Йорка огласила имена лишь семи человек, причастных к схемам. В пресс-службе «Аэрофлота» опровергли заявления американской стороны, отметив, что среди граждан, обвиняемых США в контрабанде электроники в Россию, нет сотрудников авиакомпании. 


Daily Storm удалось связаться с действующим бортпроводником «Аэрофлота». Он утверждает, что сотрудники часто перевозят через границу различные товары (телефоны, ноутбуки, косметику, одежду и так далее). По его словам, бортпроводники вынуждены подрабатывать из-за низких зарплат. Собеседник согласился рассказать об особенностях этого бизнеса при условии, что мы не будем раскрывать его имени.


— Много ли бортпроводников занимаются перевозкой товаров? 


— Насколько мне известно, практически все бортпроводники, кто имеет доступ к международным перелетам, занимались перевозкой товаров. Их возят по длинным направлениям — США (Нью-Йорк, Вашингтон), Китай (Пекин, Гонконг, Гуанчжоу, Шанхай), Куба. Европа не пользуется спросом, так как туда летают разворотные рейсы: экипаж прилетел, час постоял и сразу же вернулся обратно. 


— Какой товар в основном возят?


— Многое зависит от региональных особенностей. На Кубе популярны сигары. Правда, на них действуют строгие ограничения по количеству, но и даже в этих рамках можно нормально зарабатывать и при этом не нарушать закон. По российскому законодательству, ты можешь провезти без уплаты налога 250 грамм табака, 200 сигарет, 100 сигарилл или 50 сигар. Если везешь товары одного наименования, то на усмотрение таможенного инспектора можно удвоить количество товара. Раньше из России на Кубу возили автозапчасти от «Жигулей», но я давно не слышал, чтобы кто-то этим сейчас занимался.


Из США везут одежду, технику или компьютерные комплектующие, которые в России сложно найти. Часто бывает, что на eBay люди заказывают товар, но его нужно еще доставить. Официальная почта — UPS или DHL — идет долго, стоит дорого. Поэтому заказчики пользуются услугами crowd shipping (доставка посылки через попутчиков). На этом даже обычные пассажиры зарабатывают. Есть группы в социальных сетях, где люди обмениваются заказами. 


По поводу одежды. Везут такие марки как Calvin Klein, Ralph Lauren, Tommy Hilfiger. В США они дешевые, а у нас ценятся. Из техники самый востребованный бренд — Apple. 

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © GLOBAL LOOK press / Naoki Nishimura
Фото: © GLOBAL LOOK press / Naoki Nishimura

Китай — это различный ширпотреб, косметика, чай. Я помню историю, что ребят-бортпроводников пытались развести и положили вместо чая наркотики. Хорошо, они посмотрели, что везут, и уничтожили товар. А с поставщиками просто перестали выходить на связь. 


— Насколько я понимаю, бортпроводники выступают всего лишь в роли челноков?


— Да. Бортпроводники в большинстве случаев не занимаются закупкой. Им дали товар, они перелетели, передали его и все. 


— А кто пользуется услугами бортпроводников? 


— Обычные предприниматели. Одежду доставляем по индивидуальным заказам. А переправка техники Apple поставлена на поток. Можно сказать, что все iPhone с «Горбушки» и неофициальных интернет-магазинов — это аэрофлотовская Америка. 


— Вы, наверное, слышали про дело о контрабанде техники Apple из США на 50 миллионов долларов (пресс-служба «Аэрофлота» опровергла информацию о причастности сотрудников компании к контрабанде)?


— Честно, внутри компании мало информации, они молчат. Сотрудников, у которых были отозваны визы, не увольняли, но люди взяты на контроль, в случае чего они первыми попадут под сокращение. Судя по всему, сотрудники ФБР вели это дело несколько лет. Но эта сумма реальна, как я понимаю, это совокупный оборот товара, причем не на одного человека, а на целую группу людей.


— Если не привязываться конкретно к этой новости, то вы знаете, как работает схема с техникой Apple?  


— В общих чертах. Технику закупают в каком-нибудь Делавере и доставляют ее в Нью-Йорк. Оттуда девайсы переправляются бортпроводниками в Россию. Совокупно получается, что в схеме задействованы около восьми человек, включая бортпроводников, людей, которые покупают технику, и курьеров, работающих внутри страны.


— А зачем перевозить технику внутри страны?


— По законодательству США в разных штатах установлены разные налоги на товары (Sales Tax). К примеру, на табак налог выставляет сам штат. Поэтому пачка сигарет в Нью-Йорке будет стоить 12-13 долларов, а в Южной Каролине два-три доллара. 


Примерно такая же история с техникой. В Нью-Йорке и Лос-Анджелесе налог довольно высокий — 8 и 9%, а в Нью-Джерси или Делавере налога либо нет, либо он меньше одного процента. Если на реальные деньги переводить, то получится, что iPhone в Нью-Йорке будет стоить 62 тысячи рублей, а в том же Делавере — 52 тысячи. 


В Москве за такой же iPhone дадут уже 65 тысяч. Таким образом совокупная маржа получится около 13 тысяч рублей. Она делится между всеми участниками. Проводнику платят больше всего, потому что он занимается перевозкой. Для организаторов маржинальность получается низкой, но они делают прибыль на объеме.


— А бортпроводников не досматривают? Когда человек везет технику, у таможенников вопросов не возникает? 


— Формально одному человеку разрешено взять две единицы товара в руки. Поэтому берешь два телефона или ноутбука, причем разной модели, кладешь в чемодан и летишь. На границе мы так же, как и все пассажиры, проходим через рамки, если таможеннику кажется что-то подозрительным, тебя могут досмотреть. Хотя они не могут судить о характере товара, как ты его купил и кому везешь.


Пока товар в твоем чемодане — это твои вещи чисто юридически. На таможне можно просто сказать, что купил себе или в подарок — это нормальная практика. Сотрудники, например, покупают для себя технику Xiaomi. В России она и так дешевая, но в Китае еще на 30% дешевле.

Фото: © GLOBAL LOOK press / Komsomolskaya Pravda
Фото: © GLOBAL LOOK press / Komsomolskaya Pravda

К слову, перевозкой товара занимаются не только бортпроводники, но и пилоты. Они с бортпроводниками не связаны. Хотя те, кто тесно общается с отправителями, прекрасно знают, какие пилоты доставляют грузы. Всегда повышенный интерес был к бортпроводникам из-за того, что они мало получают, а вот на пилотов обращают внимания мало, либо смотрят сквозь пальцы. Многие командиры могли взять 10 ноутбуков и влегкую сделать полторы тысячи долларов. В этом плане пилотам проще, потому что компания больше их ценит, так как они более квалифицированный персонал. Хотя мне кажется, что любой сотрудник может быть высококвалифицированным.


— То есть бортпроводники возят товар небольшими партиями? 


— Да. Нельзя брать больше положенного — товар на сумму более 10 тысяч долларов или когда он имеет вид партии. Конечно, по таможенному законодательству инспектор может любой товар рассматривать как партию для реализации, будь это даже один телефон. Однако на это обычно не обращают внимания. Есть еще несколько негласных правил. Обязательно перед отправкой нужно проверять вещи и не брать подозрительный товар. Потому что могут просто подставить.  


— А что вы наотрез отказываетесь возить?


— Ювелирные украшения, люксовые часы, драгоценные металлы, камни, наркотики и все, что связано с вооружением. В Америке, например, очень дешевые бронежилеты и приборы ночного видения, но эти вещи могут вызвать вопросы у таможенного контроля. С наркотиками ребята тоже пытаются не связываться, потому что это уже криминал. Хотя отдельные случаи бывают.


Кроме этого, бортпроводники перестали летать с животными. Особенно после череды новостей про мертвых кошек и собак. Даже льготными билетами стараются не пользоваться. Были случаи, когда ребята возили своих животных по личным нуждам. Даже тогда начинались разбирательства, причем очень серьезные. Поэтому сейчас с животными летают за полную стоимость другими авиакомпаниями.


(В июле 2020 года в расследовании о бизнесе по продаже контрафактных щенков Daily Storm упоминал историю двух бортпроводниц авиакомпании «Россия». Их задержали на итальянской границе, а потом депортировали из-за подозрений в перевозке контрабанды. После инцидента одна из девушек заявила, что служба безопасности компании грозила подбросить ей наркотики, если та не напишет заявление об увольнении. — Примеч. Daily Storm).

— Помимо угрозы со стороны таможенных служб, чего еще бояться перевозчикам? Им грозят какие-то санкции со стороны компании?


— Самое мягкое наказание — это лишение на год длинных командировочных рейсов, когда ты остаешься в другой стране на 24 часа. Хотя зачастую просто увольняют без разбора. Таких случаев много. Если тебя поймали за руку, то внутреннее расследование проводится формально.


Раньше в «Аэрофлоте» передача товара проходила на парковке Шереметьево. Начальники отделений и бортпроводники-инструкторы любили ходить, отлавливать людей. Хотя у них нет полномочий, да и в принципе они не знают, откуда товар идет и кому он предназначен, — это же не ФСБ и не линейный отдел полиции. 


Иногда закладывали сами коллеги. Еще до пандемии те, кто не занимался перевозкой, занимались стукачеством. Они могли сфотографировать тебя в тот момент, когда что-то передаешь или достаешь из машины, и отправить руководству авиакомпании. 


Поэтому сейчас все передачи делают за пределами аэропорта, чтобы обезопасить всех участников сделки. Однако компания все равно ужесточает правила. Например, в пандемию на рейсах в Китай сократили количество персонала на борту. Из-за этого ребята стали брать обычные чемоданы, чтобы подзаработать денег. Руководство это увидело и решило прикрыть лавочку. В последнее время стали фотографировать багаж, измерять его габариты, кого-то берут на заметку. В кризис это хорошая возможность проредить персонал, причем не сокращая, а увольняя людей. 


(В июле 2020 года проект Baza писал, что бортпроводникам «Аэрофлота» запретили пользоваться багажом во время полетов в Китай. Дело в том, что поставщики гаджетов выяснили, в каких отелях останавливаются члены экипажа, приходили туда и начинали торговать смартфонами. С этого момента за сотрудниками авиакомпании стали следить в отелях, проверять их перед вылетом и по прилету, отмечал Telegram-канал. — Примеч. Daily Storm).


—  Какие направления самые прибыльные и какие товары приносят больше всего денег? Сколько можно заработать в месяц?


— Выгоднее всего летать в США. Самое прибыльное — это продукция Apple, которая очень популярна в России. В целом заработок зависит от момента — например, релиз нового iPhone или просто Новый год. Средняя цена за доставку одного смартфона составляет 30 долларов. Когда выходит новая модель, стоимость доходит до 100 долларов. Еще до пандемии, не в сезон, за ноутбуки платили 80-90 долларов. В пандемию цена выросла вдвое. 


Кроме этого, выгодно возить азиатскую косметику. На нее в Москве до сих пор бум. Все знают поставщиков, платят из своего кармана и перепродают ее здесь. Я так делал: покупал косметику на 10 тысяч рублей и продавал ее за 25-40 тысяч рублей. Чистая прибыль получалась от 15 до 25 тысяч рублей.

Фото: © Анастасия Квадрович
Фото: © Анастасия Квадрович

А так, чтобы ничего не нарушать, всего берут по чуть-чуть. Немного одежды, немного техники. В плохое время на рейсах из США можно заработать 300-400 долларов, в хорошее сумма доходит до 1000 долларов за рейс, причем без нарушения каких-либо законов. В Китае можно заработать за рейс 500-600 долларов. 


Но суммы могут разниться. Некоторые ребята ведут себя очень осторожно. Просто берут маленькие дорожные чемоданы и делают свои 100-200 долларов. Если округлять, то до пандемии в месяц человек мог заработать в среднем 1000-1200 долларов (70-80 тысяч рублей по курсу декабря 2019 года. — Примеч. Daily Storm).


— А сколько платят бортпроводникам? Почему люди все равно идут на риск? 


— Зарплата очень сильно варьируется за счет надбавок и часов налета. До пандемии бортпроводники получали от 45 тысяч до 85 тысяч рублей. В пандемию и после нее сумму выплат сократили, и бортпроводники получают от 3 тысяч до 20 тысяч рублей. Этих денег точно не хватит, чтобы заплатить за аренду квартиры в районе Химок или Зеленограда. С ипотекой такая же ситуация.


Еще до пандемии в компании началась оптимизация. В кризис сотрудники как таковой поддержки не получают, единственное, что нам положено, — это льготные билеты. При этом руководство деньги получает, они входят в систему долгосрочного премирования (квартальные премии и годовые премии). Для рядовых сотрудников предусмотрена ежегодная мотивационная премия, но ее выдают по желанию руководства. 


По итогу 2018 года ее не выплатили, потому что был чемпионат мира, компания понесла убытки. В следующем году упал Sukhoi (в результате авиакатастрофы 5 мая 2019 года погиб 41 человек. — Примеч. Daily Storm), компания также понесла убытки. Думали, что премию все-таки дадут в пандемию. Однако сейчас руководство не видит основания доплачивать сотрудниками. Притом что у нас в договоре прописано, что мы не можем заниматься подработками. На это все уже закрыли глаза: работают в такси, курьерят. Когда люди работают день-ночь, а потом идут летать — это не очень хорошо.


(В 2019 году «Аэрофлот» увеличил вознаграждение руководящему персоналу на 38% — с 1,5 млрд до 2,138 млрд рублей, писал РБК. Однако гендиректор Виталий Савельев заявлял, что топ-менеджеры «Аэрофлота» не получат премии из-за катастрофы с Sukhoi Superjet. — Примеч. Daily Strorm).

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...