Федеральное агентство по делам национальностей, созданное в марте 2015 года, должно было стать органом, вырабатывающим национальную политику. Спустя три года о деятельности ФАДН известно лишь, что им не хватает денег, они публикуют множество релизов, но достучаться до структуры практически невозможно. Пресс-служба, как и руководитель агентства Игорь Баринов, не отвечает ни на письма, ни на телефонные звонки. Чем занимается ФАДН на самом деле, почему им не хватает денег, а вся их реальная работа покрыта тайной?
В январе текущего года Игорь Баринов, выступая в Госдуме, пожаловался на недостаток финансирования. Из-за этого не в полную меру работает все, что они придумали. В 2017 году агентству выделили 2,5 миллиарда рублей, правда освоить их почему-то не смогли. По данным Счетной палаты, ФАДН не сумело освоить как минимум миллиард рублей, а субсидии для регионов были выделены слишком поздно, из-за чего те не успели их «эффективно использовать». Тем не менее говорить о бедственном положении агентства не приходится.
Первое, что бросается в глаза, это шик, с которым оно живет. Для главы маленького и скромного агентства созданы поистине президентские условия. Премиальный автомобиль, обслуживание в VIP-залах. У него даже есть «специально обученные люди» для бронирования авиабилетов. За эти услуги агентство из федерального бюджета заплатило пять миллионов рублей. Исполнитель — госпредприятие «Президент-Сервис». Структура обслуживает всю вертикаль: от самого президента до глав республик и региональных правительств.
В случае с ФАДН, пять миллионов «Президент-Сервис» получает просто за то, что в течение года должна оформлять для Баринова билеты на самолеты и поезда. Еще 500 тысяч компания (уже по другому контракту) получит за то, что в VIP-залах для официальных лиц оформит багаж, сопроводит до самолета и поможет при прохождении таможенного контроля.
Комфорт Баринов ценит и на наземном транспорте. Шесть миллионов из казны ушло на аренду авто представительского класса. В контракте прописано все до мелочей: от марки до цвета салона. Глава федерального агентства предпочитает BMW седьмой серии, с кожаным салоном, круиз-контролем, TV-тюнером, аудиосистемой Hi-Fi и велюровыми ковриками. Арендовать ее оказалось дороже, чем купить в собственное пользование: в салонах машины этой серии отпускают от 4,5 миллиона рублей.
О приближенных Баринова в агентстве тоже подумали и за 21 миллион закупили шесть новеньких Toyota Camry и три BMW 520i — все с кожаными салонами. Итого — 32 миллиона из федерального бюджета только на передвижение. Сверху прибавим содержание офиса в центре столицы: охрана, отопление, уборка и многое другое. Только за прошлый год на содержание самих себя ФАДН потратило 49 миллионов рублей, не считая зарплат сотрудникам и оплаты перелетов. И как ни странно, это лишь немногим меньше, чем агентство тратит на укрепление единства и духовной общности многонационального народа России.
Новости о деятельности ФАДН появляются с завидной регулярностью: спонсирование молодежных форумов, перепись коренных народов Севера, субсидирование НКО. Активность агентство наводит и в культурно-массовом секторе. 79 миллионов ушло в 2017 году на организацию различных мероприятий: фотовыставки, конгрессы, форумы, фестивали. В интернете можно встретить о них информацию, правда, исключительно на профильных ресурсах. Да и на этапе анонса интерес к мероприятиям почему-то пропадает.
Примечательно, что два самых дорогих контракта — организация Всероссийского форума «Золото тюрков» (8 314 200 рублей) и проведение патриотического межнационального лагеря молодежи (13 656 060 рублей) — достались фирме «ИМА-Консалтинг». Ее в СМИ называют «королем госзаказа». За неполных четыре года компания получила контрактов почти на полмиллиарда рублей (549 806 710 рублей). Ее учредитель Андрей Гнатюк — политтехнолог, обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Второй совладелец — Вартан Саркисов — в прошлом чиновник префектуры одного из округов Москвы. Дружба с властями предержащими, как считают на рынке, и позволила компании долгие годы жить в статусе главного поставщика PR-услуг. И все это — несмотря на скандалы. Последний — на минувших президентских выборах. «ИМА-Консалтинг» для ЦИК разрабатывал логотип избирательной кампании. Сумма контракта составила 37 миллионов рублей. Правда, придуманная лента напомнила пользователям соцсетей о существовании фотобанка: уж больно похожим оказался дорогостоящий логотип на варианты, выложенные доморощенными дизайнерами.
По контракту с ФАДН и патриотический лагерь, и форум фирма должна была подготовить под ключ: от логотипа до программы, освещения в СМИ и приглашения экспертов. Мероприятия, целью которых было пресловутое единство, конечно, были организованы, но изменить уровень этого единства — задача непростая. Именно поэтому ФАДН переодически заказывает социологические исследования на тему межнациональных отношений. Выигрывает тендеры — в общей сумме на девять миллионов — ВЦИОМ, структура, подконтрольная государству. Последние документы и материалы на эту тему фонд публиковал в 2016 году. Как раз в это время ФАДН и начало свою активную деятельность. В презентации ВЦИОМ привел индикаторы реализации целевой программы по укреплению единства: доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в 2018 году должна оцениваться в 61%, а уровень толерантного отношения к представителям другой национальности — в 85%. Примечательно, что планы и реальность, по версии ВЦИОМ, совпадают. Однако сам мониторинг находится в закрытом доступе, говорит Елена Михайлова, директор по исследованию Всероссийского фонда общественного мнения, член общественного совета ФАДН.
«В 2017 году была создана экспертная панель, был проведен мониторинг с учетом мнения экспертов — их 50 по всем субъектам РФ. Второе важное исследование, которое проводилось в прошлом году, — исследование по Северо-Кавказскому федеральному округу, Ингушетия и Осетия. Эти материалы мы передавали ФАДН, но они в закрытом доступе, потому что специфический район. Но, возможно, они будут часть освещать», — поделилась Елена Михайлова.
Параллельно агентство ведет и свой собственный мониторинг. Называют его «системой прогнозирования и раннего предупреждения межнациональных конфликтов». Как она работает, какие конфликты с ее помощью предупреждают — по этому информация тоже закрыта. Однако, по словам главы ФАДН Игоря Баринова, ежедневно выявляется до 30 проблемных ситуаций, некоторые темы становятся предметом постоянного наблюдения. Тем не менее те же индикаторы или конкурсы по освещению межнациональных отношений среди СМИ формируют реальность, в которой вопрос ксенофобии вообще не стоит. В прошлом году под патронажем ФАДН состоялся конкурс с забавным названием «СМИротворец»: с авторитетным составом жюри, но неоднозначными номинантами. В основном это «властные» СМИ: губернаторские телеканалы, региональные отделения ВГТРК, подконтрольные промышленникам печатные и интернет-издания.
Эксперты неоднозначно говорят о деятельности, а уж тем более — о судьбе ФАДН. С одной стороны, они справляются с поставленными задачами в рамках своих компетенций, с другой — этих компетенций недостаточно, да и такой показатель, как «единство», нельзя измерить. Тем не менее уже не первый раз звучат разговоры о необходимости создать на базе ФАДН целое министерство. В этом убежден первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин, называющий межнациональные отношения в России вулканом.
«Все, что связано с экономикой в наших автономиях, республиках, в малых народностях, вызывает глухое недовольство, раздражение. Сегодня глухое — завтра взорвется. Даже в Москве появляются национальные анклавы. Это все до поры до времени», — говорит Рашкин.
При этом депутат отмечает, что вероятность переформатирования агентства в министерство крайне мала, поскольку в правительстве не считают вопрос национальных отношений первостепенным. «Они и на ФАДН решились с огромной неохотой. Только акции протеста и столкновения на национальной почве подвинули их к тому, чтобы хотя бы агентство утвердить», — считает депутат.
В свою очередь правозащитник, член СПЧ Максим Шевченко считает функции агентства достаточными. По его словам, за три года ФАДН превратилось в «интеллектуальный менеджерский центр национальной политики, распределяющий бюджеты».
«Они не занимаются управлением, потому что непонятно, чем управлять в национальной политике. Они свою роль финансового регулятора, координатора в реализации стратегии нацполитики (это их главная функция, как я понимаю) — выполняют очень хорошо», — полагает Шевченко, отмечая, что нет ничего подозрительного в закрытых социологических исследованиях, финансируемых агентством.
«Государство должно понимать реальную картину. Но ее не всегда можно адекватно интерпретировать для общественности. У нас же в обществе есть возможность для провокационной интерпретации: ситуация в Кемерове это показывает. Есть цифры, данные, которые, как я предполагаю, могут быть сложными для понимания. В таких сферах опасно публиковать все результаты опросов, которые необходимы специалистам из контртеррористических служб», — поясняет Шевченко.
Однако публиковать агентство не планирует не только результаты опросов, но информацию о собственных планах. «Шторм» после череды напрасных попыток дозвониться до руководителей отправил в пресс-службу официальный запрос, но ответа или хотя бы реакции из разряда «коллеги, получили, работаем» — нет.