С момента начала СВО достаточное количество крупных зарубежных брендов ушли из российского сегмента. В связи с этим отечественный рынок наполнился фальшивыми аналогами. Предприниматели не дремлют и копируют известные названия и логотипы товаров. Совсем недавно в продаже появились аналоги известных чипсов, в названии поменяли две буквы, внешний вид оставили практически неизменным. Генеральный директор международной бренд-консалтинговой группы Minale Tattersfield Алексей Гончаренко в разговоре с Daily Storm отметил, что на российском рынке, как ни печально, много устаревших брендов, которые тяжело воспринимаются современной аудиторией.
«В первую очередь — промышленных. Шрифты, знаки, цвета — не очень доступные к восприятию. Неразумное использование жирных шрифтов, которые были модными в 90-х. Неясные точки в логотипах, неверно сокращенные названия сложносочиненных наваний компаний. Такого безобразия, к сожалению, огромное количество. Они очень медленно и трудно уходят с рынка», — говорит он.
В качестве примера эксперт приводит топ-100 худших логотипов России, составленный дизайн-студией White Square Agency.
Гончаренко убежден, что основная проблема в том, что логотипы повторяются.
«Далеко не будем ходить, новый логотип «Вкусно — и точка» сильно ругают за плагиат. Но я не соглашусь, так как пространство информационное едино. Дизайнеры при создании бренда черпают вдохновение примерно из одних и тех же источников — pinteres, поисковики Google, «Яндекс», BeHands, сайты дизайнерских компаний и другие. Например, у нашей компании неоднократно заимствовали идеи и воспроизводили их, называя своими именами, используя нашу стилистику и разработки», — рассказывает эксперт.
Относительно логотипов не нужно исключать совпадения — люди могут в разных частях света подумать об одном и том же. Это вполне реально, избежать этого невозможно. Специалист считает, что в таком случае нужно не критиковать, а анализировать и перерабатывать. В качестве примера удачных логотипов он приводит: Coca Cola, Nestle, KraftFoods, Mercedes Benz, Lexsus, JBL. Эти корпорации выдержали свою стилистику, их бренды и лого со смыслом/идеей. Они передают эмоции.
Кроме того, он разделяет многочисленные бренды-имитаторы на две категории. Первые — это бренды-имитаторы, которые были уже давно из Китая и других стран. Речь идет о подделках лакшери-сегмента (сумки, вещи, обувь). Здесь задача ясна, товары этого сегмента не все могут себе позволить, и дешевый аналог всегда привлекает спрос. А вторая категория — бренды-заменители.
«Совсем свежее направление. Связано с уходом западных компаний. Их задача — заменить и сохранить привычное потребление для российских покупателей», — добавляет Гончаренко.
Интересно, что на плагиате в логотипах попадаются и весьма крупные дизайнеры. Так, символ Олимпийских игр в Токио, которые не состоялись в 2020 году, был выбран не сразу. Первый логотип напоминал фирменный знак бельгийского театра Theatre de Liege. Эмблему для Олимпиады в Токио разработал японский дизайнер Кэндзиро Сано. О плагиате заявил его бельгийский коллега Оливье Дэби, который на несколько лет раньше сделал логотип театра Льежа, — он подал иск в суд. История получила широкий резонанс. К цветовой гамме олимпийского символа тоже возникли вопросы: похожие оттенки в 2011 году использовали дизайнеры Hey Studio в постере в поддержку Японии после землетрясения. Несмотря на то что символ уже был утвержден, от него отказались, не дожидаясь суда.
А когда «Сбер» анонсировал новый логотип с галочкой, банк обвинили в плагиате представители сети часовых салонов AllTime.Товарный знак AllTime был запатентован в 2018 году. Ретейлер подал первый иск на «Сбер» осенью 2020 года, но его вернули без рассмотрения, указав на процессуальные нарушения. В марте 2021 года от AllTime поступил иск повторно. Сеть магазинов часов оценивает ущерб в миллиард рублей.