Завтра, 2 августа, на Смоленском кладбище Петербурга наконец-то предадут земле прах балерины Мариинского театра Ольги Искандеровой (Балтачеевой). Это произойдет спустя почти два месяца после ее смерти. Погибнув под колесами лихача, заслуженная артистка РСФСР была обречена на страдания даже после своего ухода: близких родственников, которые могли бы организовать похороны, у нее не было, а театр не желал иметь с ней ничего общего. Но даже теперь, когда, казалось бы, душа наконец-то найдет покой, знакомые балерины не уверены, что в урне будут именно ее останки. Женщину кремировали в закрытом гробу, который был подозрительно легким, а на опознание никого не пустили.
Ольга Искандерова погибла ночью 18 июня на своем любимом Невском проспекте. Ее сбил мчащийся на скорости 100 километров в час 28-летний парень, который решил, что гонки по главному проспекту города в час ночи — это самое то. На сохранившейся записи видеорегистратора отчетливо слышно, как он весело хохочет, предлагает сидящему рядом приятелю «нормально дубаснуть» и стремительно летит вперед... сбивая человека.
Исчезновение одинокой женщины первыми заметили соседи, когда в ее квартире истошно заголосил голодный кот. Дверь вскрыли, хозяйку начали искать — и в конце концов нашли в морге. Обнаружить-то обнаружили, а похоронить оказалось некому.
«Не сразу озаботились похоронами и в самом театре, — рассказал «Шторму» искусствовед Михаил Усачев-Познанский. — У них же гастроли, разные дела! К тому же следствие по делу затянулось. Ни соседи, ни коллеги не хотели письменно подтверждать, что на фото погибшей — именно Ольга Дмитриевна. Устно говорили: «Да, это она», а подписаться боялись».
«Но что самое неприятное, коллеги вдруг начали еще и жаловаться. Мол, артистка опаздывала на репетиции и была не в себе. Но, господи, разве можно такое говорить об умершей? — изумляется Михаил. — Даже следователь и та была в шоке! Но это понятно: театральный мир... балет!»
По словам искусствоведа, руководство Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, которую окончила Ольга Дмитриевна и где затем работала в качестве педагога, вообще никак не отреагировало на произошедшее. На прощании в крематории из руководства не было никого!
Дальше ситуация закрутилась до полного абсурда. У Искандеровой вдруг обнаружился дальний родственник по мужу — некий Антон Кумысников, которому и поручили кремировать артистку и предать ее прах земле. Прощание назначили на 16 июля.
«Церемонию оплатил театр — видимо, проснулась совесть, — продолжает Усачев-Познанский. — Но что произошло потом! Сразу после этого Кумысников пропал, причем вместе с прахом, и нашелся только после того, как о его исчезновении заявили в органы! А это еще две потерянные недели! Бедная Ольга Дмитриевна — заслужила ли она то, чтобы ее так мучили?»
По мнению нашего собеседника, у Кумысникова есть только одна цель — получить наследство: трехкомнатную квартиру в центре. Но что самое жуткое, никто не знает, а Искандеровой ли прах лежит в урне, которую завтра захоронят на Смоленском кладбище. Дело в том, что во время прощания гроб был закрыт. Как объяснили сотрудники морга, у них случился коллапс с холодильниками и на тело лучше не смотреть.
«К тому же видели бы вы этот гроб... Когда мы клали на него цветы, его шатало из стороны в сторону, как будто он был пуст, — добавляет Усачев-Познанский. — Может, там вообще изъяли все органы? Так ведь бывает?»
Между тем у Ольги Искандеровой были родственники поближе. Например, двоюродная сестра ее давно ушедшего из жизни мужа, знаменитого артиста Тахира Балтачеева — Нурия Балтачеева. Женщине 85 лет, и, как говорит она сама, даже в блокаду Ленинграда она не видела, чтобы над телом умерших так издевались!
«Где это видано, чтобы человек умер, а его нельзя было по-божески похоронить! — восклицает она. — Я ведь чуть с ума не сошла, пока этот Кумысников прятал прах! Думала, а вдруг он его выбросит? А вдруг где-нибудь зароет и мы его больше не увидим? Его ведь и нашли-то только после того, как я заявила в полицию, а оттуда сигнал передали в главное следственное управление».
По словам Балтачеевой, она искала Искандерову по всем моргам, а когда нашла, услышала, что не получит тело, пока не будут установлены все родственники. Да что там говорить, ей даже не разрешили на него взглянуть, чтобы убедиться, что это Ольга. «Миленькая моя, напиши, про все напиши! — умоляет она меня сквозь слезы. — Пусть виновные будут наказаны!»
Ольга Искандерова родилась в Ленинграде в 1943 году, а в 1962 году поступила в труппу Кировского (сейчас Мариинского) театра, где танцевала более двадцати лет. Завершив карьеру, она вернулась в коллектив в качестве педагога. Среди ее учеников был выдающийся современный танцовщик Михайловского театра Виктор Лебедев. Кто хочет проститься со знаменитой балериной, ждут в 15:00 возле здания администрации Смоленского кладбища в Петербурге и очень надеются, что на этот раз ее душа наконец-то обретет покой.