В Москве по инициативе Британского совета и Музея Москвы стартовал всероссийский конкурс на создание памятника Шекспиру. Бард из бронзы или другого долговечного материала будет стоять на Варварке, неподалеку от Старого английского двора.
Распоряжение об установке памятника драматургу Собянин подписал еще в октябре 2017 года. Заявки на конкурс принимаются до 7 апреля, а проекты — до 17 апреля.
По замыслу организаторов конкурса, памятник должен выразить современное восприятие Шекспира и показать его как новатора. В оргкомитете конкурса нам объяснили, что имеется в виду: они видят образ Эйвонского лебедя скорее авангардным, нежели классическим. «Мы ждем нестандартные оригинальные работы, и предпочтение будет отдаваться современным выразительным средствам, — заявила руководитель оргкомитета Елена Петухова. — Мы не запрещаем и классический подход, однако художникам придется обосновать выбор прототипа для реалистического образа».
Дело в том, что существует только один условно подтвержденный портрет Шекспира, который был опубликован в так называемом Первом фолио — сборнике пьес 1623 года. Все остальные изображения — вариации на тему этой гравюры или приписываемые портреты Шекспира с нечеткой датировкой или неясной атрибуцией.
Из этого вытекает и другое требование организаторов конкурса. В первую очередь к участию в проекте приглашаются скульпторы, архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Но люди постарше могут поучаствовать в проекте на вторых ролях.
Председатель правления Союза художников России Андрей Ковальчук — член жюри конкурса. Он рассказал, что отсутствие мэтров было с самого начала одним из главных условий отбора, так как их заявки «отпугивают» молодежь. «Молодым скульпторам достаточно сложно конкурировать с «брендами», они и не пытаются, — объяснил Ковальчук. — А было бы интересно посмотреть, какое решение здесь предложит именно молодежь. Тем более что там соответствующий экстерьер — двор есть двор».
Ковальчука называют одним из «придворных» скульпторов. Среди его последних работ — памятник Александру III, недавно открытый в Ялте, и проект монумента Александру Солженицыну в Москве, выигравший на конкурсе в начале 2018 года.
Дружелюбие именитого ваятеля не вдохновило молодого скульптора, с которым на условиях анонимности удалось пообщаться «Шторму». «Никто из адекватных людей не будет участвовать в таком конкурсе, потому что не захочет тратить время впустую. Мы раньше по наивности участвовали в таких тендерах, в том числе и в конкурсе по Солженицыну, но потом поняли: никаких шансов нет, если ты не член имеющейся «слаженной мафии»», — пожаловался нам художник. По его мнению, все подобные конкурсы контролируются маститыми скульпторами. Помимо Ковальчука он назвал Салавата Щербакова и Александра Рукавишникова. «Побеждают либо их ученики, либо команды с их участием». Причем сами ученики от такой победы получают немного.
В качестве примера наш источник привел историю тридцатилетнего Андрея Коробцова, студента Салавата Щербакова. Он выиграл в конкурсе по созданию скульптур в Сквере победителей на Чистых прудах, после чего к нему и его соавтору якобы пришел Салават Александрович и заявил: «Ну все, теперь будете работать под моим началом». Как утверждает наш источник, Щербаков не выплатил авторам гонорар в несколько миллионов, выдав им по 20 тысяч рублей. А потом якобы не пустил на открытие.