Церемония вручения премии «Шансон года», с помпой отгремевшая в Кремлевском дворце, вызвала у наблюдателей много вопросов. И главный из них звучит так: что на церемонии делали Наташа Королева и группа «На-На»? «Шторм» побывал в Кремле и выяснил, как изменилась бардовская песня и не наступит ли такой момент, когда наши шансонье будут выходить на сцену в блестках и пайетках.
Музыка в стиле шансон — это, конечно, не только «Там, за окном, зэка, проталина тонка...», «Гоп-стоп» и прочая криминальная романтика. В ней есть место и песням о нежности, и балладам о тяжелых преодолениях. Как любит говорить вдова поэта Михаила Танича, отсидевшего шесть лет в лагерях за случайно брошенную шутку, это такая попытка рассказать миру о пережитом, опыт, зашифрованный в стихах. Какой же опыт читается в песнях внезапно ворвавшихся в жанр поп-исполнителей?
Итак, субботний вечер. Легендарный 13-й подъезд Кремля. Исполнив по паре композиций, артисты выходят в фойе, чтобы сфотографироваться. Из мэтров на церемонии только трое: Александр Новиков, Михаил Шуфутинский и Александр Розенбаум. Первые двое считают: главное достоинство премии в том, что она вручается именно за шансон. А вот Розенбаум упирает на то, что ему не страшны никакие перемены.
«Знаю, что люди, близкие мне душой, на меня надеются, – по-философски размышляет он, – и ждут не только почивания на лаврах, которое недопустимо, а дальнейшего развития личности. Развивать ее я буду до гробовой доски!»
Правда, есть еще «Лесоповал» и Лепс — он пусть не шансонье, но где-то близко. Специально для церемонии Григорий даже побрил голову, оставив лишь крошечный ежик.
«Я здесь немножко подровнялся, чтобы никого не раздражать», — деловито объяснил он, как бы намекая на «блатные» обстоятельства.
Шутливо настроен и Евгений Григорьев. «А что, артисты уже получили свои награды и разошлись? Можно идти домой?» – уточнил он у нас, заглянув в арт-фойе. – Коньяк-то хоть раздают?»
Вот, собственно, и все. На вопрос «кто тут из шансона?» можно смело отвечать: «Ты, да я, да мы с тобой». Все остальное время досталось артистам эстрады.
Игорь Саруханов, Александр Буйнов, Таисия Повалий... Если б еще несколько лет назад нам сказали, кто будет выступать на «Шансоне года — 2018», мы бы не поверили! Пришла даже главная «русалка» страны Наташа Королева!
«Знаете, я всегда с огромным уважением относилась к музыке в стиле шансон и с удовольствием слушала и Михаила Шуфутинского, и Вилли Токарева, – игриво сообщила певица в ответ на вопрос, что она здесь делает. – Как же там у него поется? «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой...» Шансон рулит!»
Странно, но именно Наташа произвела на концерте самый большой фурор. Вот только не песнями, нет — своим излишне откровенным боди-корсетом.
«Наташенька, а повернитесь ко мне плечиком! — умолял ее кто-то из фотографов. — Ой, мама родная, что я вижу! А коленкой... Вряд ли кто-то снимет эту круглую коленку так, как я!»
Появилась на сцене и популярная группа «На-На»!
«Неужели и вы тут?» — поинтересовались мы у продюсера коллектива Бари Алибасова.
«А почему бы и нет? — обиделся он. — Если честно, мы и сами не очень понимаем, за что дается премия «Шансон» — за блатняк, за уличную песню или за исполнение композиций, в основе которых лежит высокая поэзия. Но мне почему-то думается, что именно за последнее. Наш хит «Зинаида» — это не только музыка, но и очень красивые стихи!»
По мнению Алибасова, в появлении «На-На» на «Шансоне года» нет ничего сверхъестественного. Они могут исполнять все — от рока до церковных песнопений. Кроме того, у группы есть почти «блатной» альбом.
«Так что зрителей никто ни в чем не обманывал, — добавил продюсер. — Они обманулись еще в восьмидесятых, когда у нас появилась музыка тюрем и подворотен. Со временем ее аккуратненько вписали в новый интерьер, а восприятие осталось прежним. Все думают, раз шансон — значит, блатняк, и артистам впору надевать гопнические костюмы и выпускать на сцене голубей. Ничего подобного. Это просто хорошая музыка!»
Незамысловатые стихи, стразы, блестки... Такой он теперь, этот современный шансон, — и страшно представить, что будет дальше. Возвращаясь домой, случайно услышала телефонный разговор одной барышни. «Дим, концерт был замечательный! Выступали Шуфутинский, «Лесоповал», Таня Буланова и другие барды!» — с чувством докладывала она. На минуточку: Буланова и другие барды. А там, глядишь, и до Бузовой недалеко!