В Санкт-Петербурге на Петроградской стороне появились граффити с Сергеем Довлатовым работы HoodGraff. Вернее — с актером Миланом Маричем из фильма «Довлатов» Алексея Германа — младшего. Казалось бы, произведения группы HoodGraff с портретами знаменитостей известны всему миру и уж точно — всему Питеру. Проблема в том, что работа на Введенской, 7 — это реклама.
Черно-серый портрет на сером фоне в фирменной стилистике HoodGraff сопровождает надпись «Довлатов // в онлайн-кинотеатре OKKO». В руках у актера смартфон с логотипом стримингового сервиса.
Как же это получилось? Неужели дерзкие и непокорные стрит-артисты согнули выю перед коммерсантами? За комментарием мы обратились к Артему Буржу, представителю группы. Оказалось, что он не видит в исполнении коммерческих заказов ничего зазорного. «Мы бы никогда не взялись рисовать всерьез Боню или Глеба Клубничку. А Довлатов — очень достойный персонаж для нашего стрит-арта. Нам было приятно его рисовать», — рассказал он. По словам Артема, в любом случае собирались нарисовать Довлатова и могут только порадоваться, что им удалось сделать это за деньги.
«О... [Очень здорово], когда предлагают хорошие деньги на хороший проект! Если это достойный стрит-арт — какая разница, за деньги он или от души?! — убежден Артем. — К сожалению, творческие коллабы — это редкость, но мы раскачиваем офисных пиарщиков крупных агентств на толковые проекты».
О том, что «худграфы» рекламируют онлайн-кинотеатры, «Шторм» узнал из паблика другого питерского стрит-арт движения — «Явь». Там все были несколько фраппированы коммерческой коллаборацией. По мнению участницы группы Анастасии Владычкиной, хотя монетизация как таковая это неплохо, в данном случае HoodGraff именно «зафоршмачился».
«Одно дело разрисовывать стенку в кафе или забор для строительной компании, это не попадет в СМИ, это коммерческий заказ, который вообще не касается стрит-арта. Другое дело — размещать рекламу непосредственно в своих работах, которые несут некое послание обществу. Это неприемлемо. Мы готовы раскрашивать что-то на заказ, но это никогда не будет встраиванием рекламы в наши акции, — сказала она. — Я разочарована ими, есть другие заказы, приносящие деньги, и я уверена, что у HoodGraff их много. Зачем было делать рекламу онлайн-кинотеатра? Это неправильно, это не стрит-арт».
Владычкина подчеркнула, что «Явь» никогда не будет выполнять политические заказы, даже если идея им понравится. «Если такое произойдет, мы скажем «Спасибо за идею!» и нарисуем бесплатно в контексте Яви», — подытожила она.
«Яви» передаю привет, пусть не церемонятся и пишут нам: я на открытых, — отреагировал Бурж. — Еще раз повторю — мне не зашкварно зарабатывать деньги на том, что мы умеем работать и головой, и руками. Мы за арт, а не за бабки. Конечно, нам ближе социалка, но нам не стыдно ни за одну работу! Вы бы видели лица людей, которые наблюдают за работой над их кумиром! Это за кеш не купишь.Так что пусть хейтеры поседеют, когда узнают, что утром в ноябре 17-го у нас была первая легальная работа со Смольным, и обрекут ХГ на звание прокремлевского проекта».
По словам Артема, рекламный арт им заказал не сам кинотеатр, а агентство «Декабрист»: «Наши номера в открытом доступе. Так, видимо, и нашли». На вопрос, как ему картина, Бурж ответил уклончиво, почти как прапорщик из того анекдота: «Довлатовская проза лучше, чем фильм. К тому же у меня специфический вкус в кино».
Представитель «Декабриста» Антон Мохов пояснил «Шторму», что давно приятельствует с HoodGraff. «Вместе мы посмотрели фильм и под впечатлением решили сделать проект — такой, с социальной направленностью, в поддержку лицензионного контента. Таким образом мы решили выступить против пиратства».
На мурале (кстати, на сайте «Декабриста» его называют хуралом, как монгольский парламент) отсутствует обычный для работ HoodGraff тег #myhoodisgood. На вопрос о бюджете и о том, оформлена ли стена дома номер семь по Введенской улице как рекламная площадка, господин Мохов ответа не дал. Okko — один из крупнейших онлайн-кинотеатров России, в конце марта его приобрела Rambler Group Александра Мамута. По итогам 2017 года выручка Okko составила 1,4 миллиарда рублей, среднемесячная аудитория сервиса — 1,5 миллиона пользователей.