Центр современного искусства «Винзавод» преподнес в подарок Третьяковской галерее десять работ, созданных авторами выставочного цикла «Прощание с вечной молодостью». Теперь новые молодые будут висеть в новой Третьяковке. На самом деле Егор Кошелев, Ирина Корина, Дмитрий Венков, Алексей Булдаков, Арсений Жиляев, Анастасия Потемкина, Владимир Логутов, Миша Most и другие — вовсе не молодые, а, наоборот, вполне состоявшиеся и довольно знаменитые авторы. Но известно же, что есть такое явление: годы идут, меняются модели телефонов и фасоны брюк, а перед нами все тот же «молодой политик Илья Яшин». Кураторский проект Николая Палажченко как бы предупреждал о такой тревожной перспективе. Но выставка состоялась, точка поставлена, и теперь все нормально — все взрослые.
«Прощание с вечной молодостью» было очень громким и солидным проектом. На него даже делают пародии. Скажем, в центре современного искусства «Фабрика» сейчас проходит выставка Григория Ющенко «Прощание с человечеством». «Я принадлежу к тому же поколению, что выставлялось на «Винзаводе», но нахожусь в совершенно иной позиции, не в истеблишменте. У них очень скучно, очень серьезно, нет здорового юмора, а за этот крючок цепляется все!», — рассказал «Шторму» художник.
Что бы ни говорили маргиналы, Третьяковская галерея сделала очень неплохое приобретение. Скорее всего, это стоит дорого, хотя руководители «Винзавода» и затрудняются назвать конкретные цифры. «Для нас важнее, как произведение будет использоваться и работать. Музеи разнообразно работают с коллекциями. Это участие в выставках, проектах, исследованиях. Мы были очень рады, ведь «Винзавод» — это институция, сосредоточенная на поддержке и развитии современного искусства, а не на формировании коллекции», — сказала «Шторму» руководитель «Винзавода» Софья Троценко.
Для «Винзавода» это уже второй опыт дарения работ музеям. Ранее Эрмитаж получил от них работу художника Аслана Гайсумова. Как и нынешняя «немолодая» десятка, Гайсумов вырос в окрестностях «Винзавода» и вообще делал первую выставку на площадке СТАРТ.
Интерес к максимально современному для Третьяковки не случаен. Директор музея Зельфира Трегулова любит повторять, что у них довольно много 60-х, 70-х, 80-х и даже 90-х, но, к сожалению, почти не представлены нулевые и десятые. При этом искусство стоит денег. При этом попробуй купить на государственные деньги что-нибудь актуальное! Сразу придет консервативный интеллектуал и скажет, что деньги надо было потратить на храмы, больницы и оружие массового уничтожения. А подарок — это оптимальное решение. Владимир Потанин преподнес музею Эрика Булатова, фонд Cosmoscow — Андрея Кузькина. Теперь есть подарок и от Софьи Троценко.
Конечно, музей не ограничивает сферу своих интересов передним краем. Скажем, уже через неделю открывается выставка, посвященная искусству нулевых годов: Дубосарский и Виноградов, арт-группа «Что делать», Лоскутов, ранний Жиляев — такое милое ретро. Эту выставку собирались сделать почти год, но все время не хватало то денег, то места.
Идея получить в дар работы с «Винзавода» принадлежала помощнице Трегуловой и по совместительству дочери Ольги Голодец — Татьяне Мрдуляш. Ее быстро подхватил куратор Николай Палажченко. И вот, пожалуйста — знаменитая инсталляция арт-группировки ЗИП «Равновесие с небольшой погрешностью» уже стала архитектурной доминантой музейного дворика.
Заведующий отделом новейших течений Ирина Горлова в разговоре со «Штормом» сетует на то, что коллекции Андрея Ерофеева (заведовал отделом с 2002-го по 2008-й) заканчиваются 90-ми годами. В этом смысле сразу десять новых имен очень кстати. «Мне кажется, мы упустили момент, когда художники не воспринимали те же инсталляции как капитал, —рассказывает она. — Инсталляция создавалась, а потом ее просто кому-то дарили. В коллекции ГЦСИ находятся «Станционный смотритель» и «Колонна» (инсталляции Ирины Кориной. - Примеч. «Шторма»), в коллекции у Шалвы Бреуса — «Показательный процесс». Их же никто не покупал, просто дарили. Но галереям в этом смысле проще, потому что у музеев очень строгие правила хранения, работа с музейным материалом жестко регламентирована».
Сейчас все произведения, кроме «Равновесия», аккуратно сложены в секретной комнате. В ближайшее время их можно будет увидеть только на видео. Дальше — по ситуации. Трегулова напоминает, что хранение работ, выполненных в необычных медиа, — настоящий вызов для музейщика. Скажем, супрематический автомобиль Леонида Сокова стоял во дворике зимой, и мороз совсем не пошел ему на пользу. В Третьяковской галерее учатся на своих ошибках, так что инсталляцию зиповцев с приходом холодов уберут. Что касается остальных работ, их время от времени будут показывать на выставках. «Мы планируем расширять нашу постоянную экспозицию, продолжая ее в девяностые и в двухтысячные. Но дело в том, что с конца мая этого года треть помещений нам придется закрыть для ремонта кровли, которая у нас, увы, течет. Поэтому вся остальная экспозиция будет спрессована в оставшихся двух третях площадей. Так что до окончания ремонта кровли мы вряд ли сможем экспонировать эти вещи постоянно», — рассказала «Шторму» директор Третьяковской галереи.