16 декабря в России на экраны выходит «Матрица. Воскрешение» — четвертая часть франшизы Ланы Вачовски. Кинокритик Антон Долин в интервью RTVI рассказал об актуальности картины, ее восприятии зрителями и о том, как эпопея повлияла на мировую культуру. По словам Долина, «Матрица» сама по себе стала жанром, а влияние эпопеи на кинематограф подобно влиянию Виктора Пелевина на российскую литературу и культуру.
«Перед нами, конечно, фильм для поклонников франшизы, которые ждали четвертую картину все эти почти что 20 лет, — начал кинокритик. — Я не представляю себе, с какими глазами выйдет с сеанса зритель, который не видел первые три части. Боюсь, он просто ничего не поймет».
В фильме поднимается актуальность выбора между виртуальным и реальным миром, считает Долин. «Актуальность можно понимать по-разному. «Матрица. Воскрешение», кроме прочего — это еще и шарж на американский социум образца 2020-2021 (правда, коронавирус в кадр почти не попал), в котором царят гики, хипстеры и молодежь», — отметил Долин, добавив, что возможная неактуальность картины обыграна в ней с самого начала.
Долин объяснил, что новая картина прежде всего рассказывает «о любви, о пробуждении к настоящей жизни, кино об отказе от удобной конформистской позиции ради риска», и эти темы, которые поднимаются в каждой части франшизы, обеспечили ей культовый статус.
«Матрица» изменила мышление миллионов людей, считает кинокритик. «Я бы сравнил влияние этой франшизы на кинематограф и, в частности, на Голливуд с влиянием книг Виктора Пелевина на российскую литературу и культуру», — заявил Долин.
Новый фильм был создан Вачовски с целью сыграть на ностальгии и на чувствах фан-базы, утверждает Долин: «Матрица. Воскрешение» выглядит скорее как не очень ловкая, но довольно трогательная попытка художника вернуться к важным для него персонажам и связанному с ними сюжету, чем попытка продюсеров нажиться на продолжении франшизы».
Поклонники трилогии, по мнению кинокритика, — интеллектуальные потребители поп-культуры, «космополитически настроенные западники», то есть люди, которые стремятся стать частью цивилизованного мира.
Первая часть франшизы вышла в прокат в 1999 году. Американско-австралийский научно-фантастический боевик изображает будущее, где реальность в действительности является симуляцией, созданной машинами. Главный герой по кличке Нео вместе с другими людьми, освободившимися от «мира снов», выступает против них. Картина вызвала большой резонанс в виду ее отсылок к другим произведениям и философской наполненности. В 2012 году фильм вошел в Национальный реестр фильмов Соединенных Штатов Америки.