Российские СМИ сообщили, что единственная европейская авиакомпания, использующая отечественный самолет «Сухой Суперджет 100», — CityJet (Ирландия) — решила от него отказаться и возвращает семь таких машин на их родину. В авиационном холдинге эту информацию опровергли. Там утверждают, что самолеты в Россию пока не возвращали. Просто ирландская авиакомпания CityJet пересматривает свою бизнес-модель и ведет с россиянами переговоры. Правда, этот ответ выглядит скорее как попытка успокоить рынок. Еще в декабре прошлого года сам президент «Гражданских самолетов Сухого» Александр Рубцов прямо говорил о возможном скором разрыве отношений с ирландцами. Daily Storm выяснил, почему те могут отказаться от российского судна.
Тема о возврате самолетов Сухого на родину обсуждается только в российских СМИ. Ирландские медиа сегодня ничего не написали о ситуации с машинами Сухого. Irish Independent, The Irish Times и Belfast Telegraph молчат. По данным журналистов, «суперджеты» CityJet могут пригодиться в России совместному проекту «Азимут» и ОАК — на прошлой неделе стало известно, что они хотят запустить VIP-авиакомпанию.
Вообще, вывод о возврате самолетов в РФ журналисты «Ведомостей» сделали, заглянув на сайт ирландской авиакомпании CityJet (там исчезли упоминания о самолетах Сухого в разделе «Флот») и на основе данных сервиса Flightradar24, который фиксирует авиаперемещения по всему миру. Судя по информации системы, SSJ 100 выполнили последние рейсы еще в конце прошлого года и в январские праздники и с тех пор стоят — в ирландских аэропортах в Дублине и Шанноне, а также в Венеции.
Действительно, на сайте авиакомпании CityJet в разделе «Флот» самолеты Сухого не фигурируют. Однако в кэше «Яндекса» можно найти текстовые страницы с упоминаниями о шести российских самолетах на сайте перевозчика. Они указывались в числе машин авиакомпании. Теперь их там нет. Остались только канадские региональные 88-местные самолеты CRJ700 и CRJ900 (70- и 88-местные) и британские Avro RJ85.
О том, что Ирландия может отказаться от «суперджетов», говорит еще один факт. Дело в том, что сама CityJet давно перестала их использовать, передав в субаренду бельгийцам (Brussels Airlines). Те поработали с российскими машинами и решили от них отказаться. Попросту не стали продлевать контракт, который истекает в марте 2019 года, то есть в следующем месяце.
В компании заявили, что с этими самолетами возникали проблемы, приходилось аннулировать рейсы. Да и руководство по эксплуатации самолета оказалось не до конца переведено с русского языка. Приходилось обращаться за технической поддержкой к российским специалистам. В итоге эти машины решили заменить канадскими CRJ 900.
То есть о том, что «суперджеты», летающие в Европе, сменят перевозчика, было понятно еще в ноябре прошлого года. Теперь же журналисты сопоставили факты исчезновения информации об этих самолетах с сайта ирландской CityJet с другими данными и сделали вывод, что компания «сбагрит» российские лайнеры кому-нибудь другому. Этим другим может стать еще одна европейская авиакомпания Adria Airways (Словения).
Только в конце 2018 года Adria подписала соглашение с концерном Сухого. Перевозчик хочет получить 15 «суперджетов». Стороны даже договорились создать совместное предприятие по техобслуживанию этих самолетов в словенском аэропорту Любляны (именно там базируется Adria). Это важный момент, поскольку одна из претензий перевозчиков к SSJ 100 относилась к их обслуживанию.
Adria Airways планировала взять российские борта в лизинг уже в начале 2019-го. То есть как раз может перехватить самолеты у ирландцев. В пользу этой версии говорит тот факт, что на европейском агрегаторе вакансий для авиаторов в минувшую пятницу, 15 февраля, появилось предложение — работа первым пилотом «суперджета». Вакансия актуальна до середины марта. Вероятно, на работу в Adria придут пилоты бельгийской Brussels Airlines или ирландской CityJet, поскольку от претендентов требуют документы, позволяющие жить в Евросоюзе (видимо, паспорт или вид на жительство).
Кстати, СityJet тоже заказывала у России в общей сложности 15 «суперджетов». Но получила пока только семь (которые теперь могут вернуться на свою родину). Судьба остальных обещанных ирландцам SSJ 100 не известна.
Глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев видит причину возможной передачи CityJet «суперджетов» не столько в проблемах с ними (по его словам, они неплохо показали себя за рубежом), сколько в тяжелом положении европейского рынка: «Прекратило полеты довольно большое количество авиакомпаний, в том числе региональные перевозчики».
Пантелеев подтверждает, что на рынке было немного подменных двигателей для SSJ 100. В то же время он отмечает, что с учетом малого количества самолетов Сухого в Европе держать под них большие склады было накладно. «Поэтому поиск необходимых запчастей и логистика, очевидно, увеличивали срок, требуемый для восстановления самолета», поясняет собеседник Daily Storm.
В чем проблема «суперджетов»?
О дефектах самолетов Сухого сообщали сами эксплуатанты: российская региональная авиакомпания «Якутия» и вышеназванная бельгийская Brussels Airlines. В «Якутии» в августе 2018 года заявили, что оказались в проигрыше, сделав ставку на отечественный: якобы из-за дефектов самолета провалили летний сезон. У сибирского перевозчика в запасе пять таких машин. На эти борта приходится четверть всех перевозок предприятия. Проблема в том, что двигатели SaM146 вышли из строя в три-четыре раза раньше, чем гарантировал производитель (российско-французский концерн PowerJet). Причем такой дефект имеют все двигатели «суперджетов», утверждал директор по флоту «Якутии» Иван Винокуров (производитель это не подтвердил).
Впрочем, хуже то, что при поломке двигателя SaM146 ему невозможно найти замену, — на рынке такие машины купить просто нельзя, объяснял Винокуров. Единственный пул запчастей для SSJ 100 находится в Мюнхене, оперативно доставить комплектующие нельзя. Да и обходится такое удовольствие дороже, чем обслуживание иностранных самолетов.
То есть, когда у авиакомпании ломается «суперджет», ей приходится платить за починку, ждать, пока двигателю подготовят замену, теряя прибыль на отмене рейсов, при этом еще — выкладывать деньги за аренду самолета.
Глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что проблемы с двигателями «суперджетов» не носят полномасштабный характер. «Есть прецеденты, когда двигатели показывали хорошую наработку. У той же авиакомпании «Якутия» были такие двигатели, что пришлось досрочно снять с крыла, так и те, что стали лидерами, выработав более 7,5 тысячи часов (производитель обещал семь тысяч)».
По словам собеседника, проблемы «Якутии» с «суперджетами» были связаны в том числе с тем, что компания не заключила соглашение о доступе к пулу запчастей самолета, разработанного производителем. «Аэрофлот», который активно использует SSJ 100 (у авиакомпании полсотни таких машин), такое соглашение есть. В прошлом году структура «Ростеха» — Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) — занялась разработкой своего пула подменных деталей «суперджетов». Это должно решить проблему нехватки запчастей.
В конце минувшего года журналисты выяснили, что самолеты Сухого в России просто простаивают. Такой вывод журналисты сделали исходя из того, что средний налет «суперджетов» почти в три раза меньше чем у других самолетов, используемых российскими авиакомпаниями (3,5 часа в сутки вместо 9). Источники «Ведомостей» в авиакомпаниях, использующих Sukhoi SuperJet 100, связывают их простой как раз с дефектами двигателей. По их словам, проблемы с SaM146 возникают в его горячей части, где сжигается топливо. Из-за этого самолеты могут выходить из строя уже на второй год эксплуатации, утверждают собеседники газеты. Этот механизм двигателя производит французская сторона — Safran. Другую часть мотора собирает российская «ОДК-Сатурн» (входит в ОДК). Двигатель SaM146 создавали специально для SSJ 100. На другие самолеты этот двигатель не устанавливается.