Депутат Мосгордумы Дарья Беседина предложила законопроект, согласно которому нештрафуемый порог будет снижен с 20 километров в час до пяти, суммы штрафов увеличатся, а скидки для нарушителей ПДД будут отменены. Она уверена, что это поможет снизить смертность на дорогах. Daily Storm поговорил с автолюбителями из разных сфер: с таксистами, автоэкспертами и с представителем власти. Все они с предложением Бесединой несогласны.
Председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин считает, что новый закон лишь вызовет недовольство среди клиентов такси и водителей, а пользы не принесет:
«Пассажиры не поймут, почему по трехполосной свободной дороге таксист едет со скоростью 45 километров в час, отсюда конфликтные ситуации, число пробок увеличится однозначно. Количество ДТП возрастет, потому что будут люди, неготовые соблюдать ограничения, которые начнут ездить агрессивно».
Зампредседателя Всероссийского общества автомобилистов Николай Матвеев в разговоре с Daily Storm заметил, что сейчас на российских дорогах лихачей мало. По его словам, причина аварий никогда не кроется только в водителе: многое зависит от освещенности, погодных условий, состояния дороги и машины. Поэтому на уровень смертности реализация инициатив Бесединой никак не может повлиять, убежден Матвеев.
«У нас часто меняют условия игры, и это мешает всем, особенно автолюбителям. Как только мы привыкли — раз и что-то меняют, ну и часто не совсем разумно. Я считаю, что не нужно ничего тут трогать», — сказал Матвеев.
Злостные нарушители ПДД никогда не станут паиньками, посетовал Матвеев: «Те, кто превышал, они ведь превышают на 40-50 километров, а не на 20 километров в час. Если машина едет со скоростью 200, разве будет она тащиться со скоростью 60? Нет, он будет ехать со скоростью 160, в лучшем случае».
Матвеев предлагает изменить скоростной режим на дорогах: «Пять километров — это очень мало. Еще 10 километров куда ни шло. Но эти 20 километров же никому не мешают. Человек просто знает, что при ограничении в 60 может ехать до 80. У нас и так скорость крайне занижена на дорогах. Если уменьшать порог, то нужно пересмотреть скоростной режим».
Леонид Бабашов, депутат Государственной думы, член комитета по транспорту, также считает, что менять существующее законодательство не надо. Будучи автомобилистом, он отмечает: «Очень тяжело регулировать эти пять километров даже [профессиональному] водителю».
О другой инициативе Бесединой по отмене скидок на штрафы политик также не отозвался положительно. По мнению депутата, ныне существующие льготы на штрафы мотивируют нарушителей выплачивать нужную сумму в срок.
«50 процентов скидки — я бы не менял эти скидки, так как они автомобилистов очень мотивируют на оплату. У нас очень много неоплаченных штрафов, вы знаете об этом прекрасно. Поэтому я бы оставил эту льготу для водителей, которые хотят в срок оплатить. Ведь каждый водитель понимает, переживает, будучи ответственным человеком».
Если же вводить более жесткую систему штрафов, то вслед за многочисленными нарушениями не последует ничего, кроме простого «пополнения казны», подчеркивает автоэксперт Алексей Аксенов: «Отменить эти скидки — это значит просто пополнить казну. Для безопасности дорожного движения это ничего не сделает. Потому что больший процент штрафов — это не серьезные нарушения, это случайные штрафы. <...> Бывает же, ну под горочку, ну покатилась машина».
Сравнивать Европу и Россию не надо, подчеркивает Аксенов: «Нам надо пересматривать скоростной режим на трассах, но не везде это возможно. У нас много развязок, а учитывая, что у нас развязки часто не самые логичные, и там могут образовываться пробки, то снижение скоростного режима должно быть существенным. <...> Все ориентируются на Европу, но это несправедливо — в Европе нет Садового кольца почти в центре города. <...> У нас особенная ситуация, и ее нужно решать особенно разумно».
Другой автоэксперт — Игорь Моржаретто — также считает, что равняться на Европу пока рано: «Пока не привели наши дороги в нормальный скоростной режим, 20 километров в час не трогать. Это законопроект в никуда. 100 процентов из 100, что он дальше наших обсуждений не пройдет».
Сама Дарья Беседина неоднократно выступала за использование общественного транспорта, за развитие трамвайных линий. Как отмечают автомобилисты, нужно сначала развить общественный транспорт, чтобы обеспечить комфортное сообщение между разными концами города. Сейчас же люди выбирают машину, чтобы зимой добраться до пункта назначения в тепле, подчеркивает Игорь Матвеев: «Когда человек в холодную погоду 10-15 минут ждет автобуса, то выбор решается в пользу легкового транспорта. Лучше проехать на 30 минут больше, но в тепле, чем стоять на холоде».
В Кремле с законопроектом Бесединой ознакомились, но личного мнения пока не составили, как сказал Daily Storm Дмитрий Песков.