Появление российской беспилотной авиации в современном виде связано с опытом войны в Грузии в 2008 году. Конфликт начался с разведывательных полетов грузинских Hermes-450, закупленных в Израиле. До начала конфликта было сбито до семи разведывательных машин. Российская армия вместо подвижных и сравнительно дешевых автономных планеров использовала для разведки боевые самолеты. Кроме того, грузинская сторона заявляла, что ее БПЛА сбивают не абхазские системы ПВО, а российские МиГ-29 и Су-27. Такое положение дел было связано с отсутствием в армии современных моделей БПЛА, а также несвоевременным приказом бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова о вводе в строй имеющихся беспилотных аппаратов.
После 2008 года российские военные обратили внимание на перспективы беспилотной авиации. Уже в следующем году Россия закупила первую партию из 12 беспилотников у Израиля. Сумма сделки составила 53 миллиона долларов. Так началось развитие российской беспилотной авиации. До этого пользовались советскими наработками, многие из которых разрабатывались во время холодной войны.
Советские наработки
Первые разведывательные беспилотные аппараты появились в Советской армии после 1960 года. В конструкторском бюро Лавочкина в 1959 году выпустили летающую мишень Ла-17М. За четыре года инженеры доработали изделие 203, добавив в него фотоаппарат, радиоразведывательный модуль и телекамеру. Управлял мишенью-разведчиком автопилот, но с земли Ла-17Р мог наводить радиосигналами оператор. Повторного использования не предусматривалось — при посадке Ла-17Р выключал двигатель и планировал в расчетную точку. Исправили этот «недочет» в модернизированной версии Ла-17РМ, добавив парашют.
Первый советский беспилотник мог пролететь до 400 километров на высоте семь километров. Улучшенная версия пролетала в два раза больше — 15 километров. Несмотря на неплохие для своего времени характеристики, в серию было запущено 20 машин.
В 70-х испытательные полеты прошли БПЛА, разработанные знаменитым КБ Туполева. Инженеры запустили в воздух два беспилотника — Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж». В отличие от исторического предшественника Ла-17Р, «тушки» были рассчитаны на многоразовое использование. Кроме того, «Рейс» и «Стриж» были массовыми моделями. Советская армия получила более тысячи беспилотников двух типов. Большая часть — «Рейсы», их поставили 950 экземпляров.
Проблема советских БПЛА заключалась в их узкой применимости. Они успешно справлялись с разведкой в условиях фронтовой войны: могли долететь до расположения противника, заснять на пленку расположение и силы сторон. Но оперативно передать командованию эту информацию было невозможно. Для этого необходимы были поточные системы передачи информации от беспилотника к оператору. Велись ли их разработки в СССР, неизвестно — страна развалилась, а последующий недостаток финансирования лишил «оборонку» задела в беспилотной авиации.
Первые опыты российских «беспилотников»
Ситуация оставалась критической до 2009 года, когда была поставлена первая партия беспилотников из Израиля. По официальным данным, оценочную серию закупили для копирования технологии и разработки БПЛА российского производства. Для этого была развернута программа исследований, на которую потратили около пяти миллиардов рублей. В 2010 году бывший замминистра обороны Владимир Поповкин рассказал, что программа провалилась. «Ни один из беспилотников российского производства не выдержал программу испытаний», — сетовал он. Разочаровавшись в отечественных разработках, военное ведомство выделило деньги на еще одну партию беспилотников израильского производства.
В результате работы с израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI), к 2014 году в Российской армии появились БПЛА «Форпост», созданные по лицензии на базе Searcher Mk. II. Изначально «поисковики» попали в Россию в рамках поставки 2009 года, позже с IAI был заключен контракт на сборку беспилотников на Казанском вертолетном заводе.
Также к 2014 году на вооружение поступили четыре версии российского беспилотника «Гранат». Серия БПЛА была разделена на две «ветки»: ближнего действия («Гранат-1», «Гранат-2») и среднего («Гранат-3», «Гранат-4»). Первые два ведут разведку на расстоянии до 10 километров. Вторые — до 30. Наиболее удачным признали вариант «Гранат-4», получивший позже название «Рубеж-20». Он разгоняется до 110 км/ч и находится в воздухе 10-11 часов. Благодаря инфракрасной камере «Рубеж-20» может осуществлять разведку и ночью.
Тогда же были разработаны и применяемые в Сирии «Орлан-10» и «Элерон-3». Первый в 2010 году был разработан предприятием «Специальный технологический центр». Предназначение многофункционального «Орлана-10» — наблюдение за труднодоступными объектами на расстоянии до 120 км в пилотируемом режиме. В автономном режиме наблюдения БПЛА может действовать на дальности до 600 километров. Среди новшеств — уникальное шифрование видеопотока, возможность одному оператору одновременно управлять сразу четырьмя машинами и возможность использовать БПЛА в качестве ретранслятора сигнала для других беспилотников. Кроме того, время безостановочного полета больше, чем у других стоящих на вооружении БПЛА — 16 часов. Меньший по размерам «Элерон-3» применяется для ближней разведки, о чем говорит его максимальная дальность управляемого полета — до 25 километров. В автономном режиме небольшой беспилотник может улететь на 50 километров. Встроенный аккумулятор дает возможность летать без подзарядки до 100 минут.
Боевое применение в Сирии
С появлением беспилотной авиации перед армией встал вопрос о боевом применении полученных машин. По некоторым данным, БПЛА начали применять на востоке Украины. Активисты даже зафиксировали несколько сбитых украинскими военными «Форпостов». Москва официально эти данные не комментировала.
Зато военное ведомство охотно рассказывает о применении БПЛА в Сирии. Во время операции в республике российские военные развернули около 30 разведывательных комплексов, это 70 беспилотников. Их применяли не только сухопутные соединения, но и моряки. Как указывает независимый военный аналитик Антон Лавров, флотские соединения используют для наблюдения за пусками баллистических ракет БПЛА «Орлан-10» и «Форпост». Из имеющихся в распоряжении армии десяти комплектов «Форпоста» шесть развернуто на флоте, рассказывает Лавров.
Наиболее используемым беспилотником в рамках сирийской кампании был «Орлан-10». В его пользу говорят не только технические характеристики, но и непритязательность в использовании. В качестве топлива этот БПЛА использует обычный бензин. Запустить «Орлан-10» можно с любой площадки, так как стартует он со складной катапульты. Для посадки используется парашют. Кроме того, «Орлан-10» довольно дешевый — набор из двух планеров, базовой станции и необходимых «мелочей» обходится налогоплательщикам в 35 миллионов рублей. Как указывает Лавров, это позволит армии в любой момент увеличить группировку таких БПЛА.
В Сирии БПЛА применяли в основном для разведывательных задач: указание целей для ударов авиации, мониторинг передвижения отрядов противника и результатов атак российской группировки ВКС в регионе. Именно благодаря применению БПЛА мы могли наблюдать результаты работы не только российских пилотов, но и сирийских артиллеристов.
Использовались беспилотники и для корректировки артиллерийского огня. Как указывали разработчики на форуме «Армия-2017», программное обеспечение российских БПЛА было подстроено под эту задачу и в дальнейшем с их помощью можно будет автоматически управлять огнем артиллерии. В этом могут помочь системы целеуказания для корректируемых артиллерийских снарядов.
О разведывательном потенциале говорит тот факт, что выживший член экипажа сбитого в Сирии Су-24М2 был найден благодаря применению «Орлан-10», вспоминает аналитик Лавров. Всего за операцию было потеряно до 11 БПЛА различных модификаций. Из них как минимум семь — это «Орлан-10».
Всего же в Сирии беспилотники поднимались в воздух более 16 тысяч раз, они провели в воздухе более 96 тысяч часов. По словам министра обороны Сергея Шойгу, с 2015 года частота вылетов БПЛА увеличилась в десятки раз. Если три года назад было совершено всего 400 вылетов, то к 2018 году российские беспилотники поднимались в небо более тысячи раз ежемесячно.
Перспективы
Дальнейшим этапом развития беспилотной авиации в России станет создание тяжелых и средних разведывательных аппаратов, а также разработка ударных беспилотников, считают опрошенные «Штормом» эксперты. По словам главы Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, сирийская кампания показала необходимость развития беспилотной авиации. Как указывает Антон Лавров, в России пока нет беспилотника промежуточного класса: имеются только 450-килограммовые «Форпосты» и 30-килограммовые «Орланы» (не учитывая более мелкие БПЛА массой до 20 килограмм).
По словам военного эксперта Виктора Мураховского, могут быть созданы БПЛА, совмещающие ударные и разведывательные функции. В качестве примера эксперт приводит американский MQ-1 Reaper. Именно на базе этого беспилотника была создана первая эскадрилья беспилотной авиации в армии США.