Екатеринбургский художник Никита Литвиненко, работающий в жанре паблик-арта, придумал, как раскрасить серые городские будни. Благодаря ему на одной из улиц мегаполиса появился «блатной» дорожный знак с надписью «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла», а местный секс-шоп стал называться строчкой из песни Валерия Леонтьева «Я одинокий бродяга любви Казанова». «Шторм» узнал у молодого человека, как ему это пришло в голову и ждут ли его за это судебные разборки.
В местных сводках новостей Никиту теперь принято называть по-протокольному: «30-летний, нигде не работающий житель областного центра». Ему самому это где-то даже нравится, хотя до круглой даты еще полгода, а на жизнь он зарабатывает продажей винтажных вещей и художественными акциями. Нашумевшие «поющие таблички» — как раз одна из них и, пожалуй, самая знаменитая.
— Никита, расскажите, для чего Вам это было нужно? Не каждый ведь пойдет на дорогу провоцировать ГАИ.
— Когда я устанавливал эти таблички, я думал только о том, чтобы привлечь внимание людей к караоке-баттлу с участием местных знаменитостей, а получилось, что они прогремели на всю страну. Фотографии с вывесками тут же разлетелись по всему интернету: их перепостили даже Алена Водонаева и Лера Кудрявцева. Мне кажется, это довольно круто, когда на тебя обращают внимание и федеральные «селебы».
— А Розенбаум? Он как-нибудь прореагировал?
— Нет, Александр Яковлевич мне пока не звонил, но было бы здорово, если бы он тоже отозвался и рассказал, понравилась ли ему моя идея. Я очень люблю его творчество, а песни «Вальс-бостон», «Ау» или тот же самый «Гоп-стоп» знаю чуть ли не наизусть. Можете считать, что это была моя попытка выразить ему свое уважение.
— Насколько я знаю, табличка была установлена прямо возле СИЗО. Это специально?
— Хоть место как-то отдаленно и пересекается с тематикой песни, оно было выбрано не из-за этого. Просто именно тут, на улице Репина, я нашел понравившийся мне знак со словом «Стоп» — чтобы это сделать, я исколесил весь город. Сыграло свою роль и то, что неподалеку находится знаковый для нашего города объект — Центральный стадион, где совсем скоро будет проходить чемпионат мира по футболу — 2018.
— Как Вы сделали эти таблички, понятно, а вот как установили? Не боялись, что Вас сразу «увезут»?
— Материал, из которого сделан знак, самый обычный — это пенокартон, поверх которого наклеена пленка с надписью. Такую табличку вам изготовят в любой типографии. Самая большая сложность заключалась в том, что на улице было минус 15–20 градусов, а клеящие свойства при такой температуре резко понижаются. Я стоял и замерзшими руками пытался что-то сделать. Страха не было: все проходили мимо, не обращая внимания.
— Но в полицию Вы все-таки попали?
— Попал, только это не они меня. Я пришел туда сам, после того как прочел про себя в новостях. В отделении меня сразу же заставили написать какое-то письменное объяснение — надо же было как-то отчитаться за бардак! — и сфотографировали. По сути, именно этот снимок и вызвал вторую волну интереса к моей личности.
— Кстати, как к Вам отнеслись в отделении? Серьезно или с иронией?
— Не знаю. (Смеется.) Если кому-то из сотрудников ГАИ и могла понравиться моя идея с вывеской, им же все равно нельзя высказывать свое мнение. Наоборот, они устроили мне небольшой правоохранительный спектакль. Мол, как же так, ай-яй-яй! Мы тебя сейчас в тюрьму посадим! Но это было только для того, чтобы меня немножко припугнуть: на самом деле они просто прикололись. В итоге я все по-быстрому подписал и поскорее ушел, потому что в таких местах мне некомфортно. Атмосфера там не очень.
— А последствия?
— Последствия предсказуемые. Мне выписали штраф на пять тысяч рублей по статье «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». Кстати, забавно, что он взволновал общественность больше, чем сами арт-объекты. Ко мне даже обратилась одна правозащитная организация, которая объединяет автовладельцев, и предложила обжаловать это наказание. Там говорят, что мне его некорректно вменили и вместо пяти тысяч я мог бы заплатить всего триста.
— Можете сказать, что это Ваша самая яркая акция?
— Я думаю, что «одна из». Были и другие. Например, в 2014 году я на 14 февраля дарил валентинки… одиноким памятникам Екатеринбурга. Я подходил и вкладывал их им в руки. Сложнее всего было с Лениным, который стоит на площади 1905 года, напротив здания администрации. Это же 20-метровый монумент — попробуй заберись! Пришлось подгонять подъемник.
— И Ленину валентинку подарили, и Розенбауму приятное сделали… Чего ждать теперь?
— Как говорят, любой новый проект должен быть намного круче, чем предыдущий. Я стараюсь, чтобы так и было. Так что это только начало!